Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева 4

Сочинение на тему «Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева 4»

Так называемый «денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева(1851- 1873), посвященный Елене Александровне Денисьевой, — вершина любовной лирики поэта. Во время их встречи Тютчеву было 47 лет, Елене — 24, он уже был дважды женат.
Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
(«Я очи знал, — о, эти очи!..», 1851)
Вторая жена поэта Эрнестина достойно пережила «денисьевский период» в жизни мужа. Тютчев просто не мог развестись с ней. Любя Елену, он с мужским эгоизмом заклинал жену:
Всё, что сберечь мне удалось —
Надежды, веры и любви,
В одну молитву всё слилось:
Переживи, переживи!
Денисьева происходила из старинного дворянского рода. В глазах общества их отношения с Тютчевым считались беззаконными, свет открыто осуждал её и отказывался её принимать. «Всё опалили, выжгли слёзы» уже через год после их знакомства. Поэт чувствовал, что их отношения убивают его возлюбленную:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Стихотворения о последней любви Тютчева по глубине психологизма не имеют себе равных в русской литературе:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!
(«Последняя любовь», 1851-1854)
Страстный и мучительный, их роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулёза. После смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в её страданиях, в том, что не сумел оградить её от «суда людского».
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось!
Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи «Весь день она лежала в забытьи…» (1864), «Естьивмоём страдальческом застое…» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1865» (1865) и др. Чтобы как-то забыться, он едет за границу. Но и там думает только о ней:
О, этот юг! О, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может…
Нет ни полёта, ни размаху —
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
(«О, этот юг, о, эта Ницца!..»)
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева — одна из самых поразительных страниц русской любовной лирики — полнился все новыми и новыми стихотворениями. В нём по-новому звучат основные мотивы поэзии Тютчева: мотив рока, мотив хаоса, ощущение бытия как трагедии. Также в нём нашла отражения социальная тема, тема «людского суда». «Денисьевский цикл» представляет собой последовательную разработку этюдов на темы любви, но их стиль различен. Образ женщины впервые становится для Тютчева центральным. Это образ идеальной романтической героини вне бытового, социального окружения. В своих стихотворениях Тютчев утверждает истинно романтические ценности: вечность любви, силу и непоколебимость любовного чувства — это то, ради чего написан цикл.
Основная черта тютчевской любовной лирики — глубочайший психологизм. Огромная сила воздействия коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Стихотворение «Предопределение» — лирический фрагмент размышлений, философских обобщений, это маленький философский трактат на тему любви. Тютчев пытается философски разработать её, установить закономерности. Любовь в представлении поэта — это тайна, высший дар судьбы.
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
По Тютчеву, истинная любовь — это не идиллический союз душ, это роковое слияние, поединок (романтическая концепция). Проявляется одна из ведущих тем творчества поэта — тема рока, проявляющего себя и в сфере любви. Тютчев-романтик видит в любви извечную борьбу, отношения врагов-соперников. Любовь — это всегда трагедия, потому что в неё вторгается общество, мнение толпы и света, людской суд. В «денисьевском цикле» любовь несчастна в самом её счастье.
Стихотворение «Не говори, меня он, как и прежде, любит» интересно тем, что написано от лица героини: Тютчев словно перевоплощается в свою возлюбленную, сам судит себя от её лица. Снова мотив «рокового поединка»: в любовных отношениях участвуют характеры разной силы, и погибает тот, у кого сердце мягче. Героиню любят не так, как она того хотела бы, она любит сильнее и страдает, являясь жертвой. Тютчев показывает страдающую женщину, которая гибнет от любви. Метафорой орудия этого убийства является нож — одна из немногих бытовых деталей. Здесь проявляется романтический лермонтовский мотив: любовь губит потому, что она эгоистична; романтический контраст жизни и смерти. Отношения любящих героев строятся на романтическом максимализме: они выступают в роли врагов, но чем враждебнее их чувства, тем сильнее их страсть.
На романтических контрастах строится стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой». Тютчев рисует образ потерявшего веру лирического героя, «безжизненного кумира», но все ещё обладающего «живой душой». Героиня любит его и поэтому справедливо укоряет за безверие. Здесь влюбленные показаны как «лишние люди», что найдёт своё отражение и в стихотворении «Чему молилась ты, с любовью», развивающем социальную проблематику. В нём нашла отражение тема людского суда, вмешательства в частную жизнь. Тютчев ставит образ героини выше толпы, наделяет её душой, парящей над толпой. Идеализируя её, поэт подчеркивает не её физическую красоту, а её духовное богатство — в том числе и умение без оглядки, самоотверженно любить. Образ героини у Тютчева раскрывается в романтическом ключе, она страдалица. Но она не желает избавиться от мук любви, потому что только любовь дарит полноту и остроту мироощущения.
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева стал поистине нерукотворным памятником его юной возлюбленной Елене. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихотворения существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.