Тема любви чудесным образом переплелась с творчеством А. Блока. Любовь — прекрасное чувство, дар, которым Бог наградил людей. Она приносит радости и переживания, счастье и страдания всем живущим в этом мире. Любовь, сердечная привязанность приходят к каждому. Это не зависит от человека, чувство предопределено свыше. Любовь воспевалась веками всеми поэтами, писателями и людьми, мимо которых не прошло это удивительное чувство. «Любовь тем и ценна, что награждает и недостойных. Для достойных на земле много наград, а для недостойных судьба приберегла одну лишь любовь» (Р. Тагор). И ее достаточно для счастья. Такую радость мужчине может принести только женщина. А. Блок уважал и восхищался женщиной, она являлась для него воплощением чувства, существом, рожденным для любви.
Свой творческий путь поэт начинал как символист. В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье — символ чистоты, синий цвет — символ космически необъятного чувства). Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока «Прекрасная Дама». Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901), названный «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.
Только Женщина могла принести поэту чувство, способное изменить мир. Любовь представлялась А. Блоку всесильной. Прекрасная Дама божественна. Поэтому в стихотворениях поэта так часто встречается слово храм. А. Блок называет себя «отроком, зажигающим свечи», ждущим чуда, появления своей недосягаемой сказочной возлюбленной, созданной, возможно, самим поэтом:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Люди взрослеют, меняются их взгляды на жизнь, ослепляющая восторженность иллюзий молодости разбивается о жестокий мир реальности, вечный, неизменный и так непохожий на мечту. А. Блок уже не смотрит на этот мир глазами символиста, который создает собственный мир символов. В стихотворениях поэта появляется тема города, грязного «болота», которое давит на человека, тема разочарованности стремящейся к любви личности, тема несбыточности мечты. Поэт замыкается в себе. Теперь он «нищий», «бродяга», «посетитель ночных ресторанов». В душе его происходит раздвоение. Он ощущает себя униженной жертвой «страшного мира», где не нашел он ответа своим чувствам. Но любовь для поэта — еще действенная сила, имеющая над ним власть, А. Блок все еще верит в идеал, но теперь этот идеал не столь ослепителен и ярок. Образы, имеющие вселенское символическое значение, скрываются за реальной, обыденной оболочкой.
В стихотворении «Незнакомка», принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, «тлетворного духа», «женского визга» и «детского плача», «бессмысленного диска» солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с «глазами кроликов» и самого поэта, разочарованного и ищущего «истины в вине», предстает образ Незнакомки. Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы «темной вуали», «глухих тайн», «синих бездонных очей», «очарованного берега и дали». «Ключ» к «сокровищу» ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь «страшного мира».
В стихотворении «Перед судом» А. Блок «рыдает» над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей «до края». Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь «блаженных краев» и теперь скатившейся в бездну.
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновало, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
В стихотворении «На железной дороге» поэт страдает за девушку, умерщвленную тоской обыденности, ушедшей радостью жизни. Героиня раздавлена «любовью, грязью иль колесами», счастье и любовь промчались мимо нее, как «юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая». А. Блок разделяет ее долю и страдает вместе с ней.
Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.
Решающей темой в поэме А. Блока «Двенадцать» является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька — продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку «босяк» убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, но ведь она — женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но человека.
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви. Великой любви к женщине, к родине… Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.