Тема любви в романах второй половины XIX века — одна из ведущих: практически все авторы так или иначе ее затрагивают, но каждый по-своему относится к этой проблеме. Разницу в представлениях можно объяснить тем, что каждый автор, являясь прежде всего человеком, на протяжении своей жизни встречал разные проявления этого чувства. Здесь мы можем предположить, что Ф. М. Достоевский (первый автор, чье произведение мы будем рассматривать), являясь трагической личностью, рассматривает любовь с позиции страдания: любовь для него практически всегда сопряжена с муками.
Вторым автором, представления о любви которого нас будут интересовать, является И. С. Тургенев. Его позиция несколько отлична от позиции Достоевского. В чем же состоят отличия?
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог списывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои. Родион Раскольников, совершив убийство, «как ножницами отрезал» себя от людей. Нарушение одной заповеди (не убий) повлекло за собой игнорирование всех остальных, стало быть, он не мог «возлюбить ближнего своего, как самого себя», так как он особенный, он властелин.
По мнению Сонечки, этой святой и праведной грешницы, именно отсутствие любви к ближнему (Раскольников называет человечество «муравейником», «тварью дрожащей») и является его принципиальной причиной греха. В этом и состоит разница между ними: его грех — подтверждение своей «исключительности», своего величия, своей власти над каждой вошью (будь то мать, Дуня, Соня), ее же грех — жертва во имя любви к своим родным: к отцу-пьянице, к чахоточной мачехе, к ее детям, которых Соня любит больше своей гордыни, больше своего самолюбия, больше жизни, наконец. Его грех — уничтожение жизни, ее — спасение жизни.
Вначале Раскольников ненавидит Соню, так как он видит, что и его, Властелина и «бога», любит это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), — этот факт наносит сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, «мучает его», Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради «любимого Роденьки».
Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату — еще одна ступень к опровержению, к краху его теории.
Каково отношение других героев «Преступления и наказания»
к проблеме «любви к ближнему». П. П. Лужин как двойник Раско- льникова полностью согласен с положениями теории «человека-бо- га». Его мнение ясно выражается в следующих словах: «Наука же говорит: возлюби, прежде всего, самого себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Другой двойник — Свидригайлов, этот «сладострастный паук», до последнего момента свято верил в отсутствие любви вообще. Но момент пришел: внезапная любовь к Дуне ведет эту опустошенную сладострастием личность к полному крушению; как результат — смерть. Такова взаимосвязь Свидрйгайлова и Лужина с темой любви в романе.
Какова же конечная позиция Раскольникова? Гораздо позже на каторге Родион Романович освободится от ненависти к Соне, он оценит ее милость к нему, он сможет понять все те жертвы, которые делались ради него и ради них всех; он полюбит Соню. Как ужасную заразу будет он воспринимать наполнившую многие сердца гордыню, он заново обретет бога, а через него и через его жертву — любовь ко всем.
Поистине общечеловеческое, вселенское восприятие любви — в этом отличительная черта Достоевского и его героев.
Таким образом, говоря о разнице между восприятием любви Достоевским и Тургеневым, прежде всего нужно иметь в виду масштабы.
В отличие от Ф. М. Достоевского автор «Отцов и детей» рассматривал проблему любви лишь в связи с данной в романе ситуацией, лишь в связи со своими героями.
В образе Базарова мы можем увидеть все ту же гор!дыню, что и в образе Раскольникова. Но его взгляды не имеют такой абсолютной взаимосвязи с происходящими событиями. Он влияет на окружающих, но его взгляды не ведут к конкретному пренебрежению морально-этическими законами. Все действие не вне его: он совершает преступления внутри себя. Отсюда трагедия его не общечеловеческая, в сугубо личная. На этом практически различия заканчиваются (различия принципиальные по данному вопросу). Остаются сходства: какие же они?
У Базарова, как и у героя «Преступления и наказания», была «в своем роде теорийка, — модные в то время нигилистические взгляды. Подобно Раскольникову, Евгений возгордился, придумав отсутствие всяких норм, всяких принципов, свято веруя в свою правоту.
Но, по Тургеневу, это лишь сугубо личное заблуждение: другими словами, его взгляды не ведут ни к каким серьезным последствиям для окружающих.
Он живет практически не нарушая основных заповедей. Тем не менее, когда встреча с Одинцовой заставляет Е. В. Базарова поверить в существование любви, тем самым признать неправильность своих убеждений, Базаров, по мнению автора, должен умереть.
Здесь можно сказать еще об одном различии двух классиков — На этот раз различия состоят в том, что Достоевский, со своей «грязью» и муками, дает выход своему герою; в то же время Тургенев,
этот поэт, не прощает своему «любимому герою» элементарного заблуждения молодости и отказывает в праве на жизнь. Отсюда и любовь Базарова к Анне Сергеевне — лишь ступень к опустошению и смерти.
В трагизме финала Базаров чем-то схож со Свидригайловым: они оба вначале воспринимали любовь как сладострастие. Но между ними также и огромная разница: поняв неправильность своих представлений, один умирает, и это объясняется всем тем ужасным злом, которое он совершил, другой же — абсолютно нормальный человек, и любовь могла бы показать ему новый верный путь. Но, по мнению Тургенева, самый естественный исход — закопать своего героя в могилу, со всеми его переживаниями, с только что родившейся бурей мыслей и сомнений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: основное сходство во взглядах на любовь — это изображение ее как некоего средства, которым автор показывает заблуждения героев. Разница состоит в положениях, в которых даны герои: моральные искания убийцы в «Преступлении и наказании» и моральные искания абсолютно нормального человека в «Отцах и детях».