Вы находитесь: Главная страница> Салтыков-Щедрин Михаил> Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова — Щедрина

Сочинение на тему «Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова — Щедрина»

«Сказки» занимают одно из важнейших мест в творчестве М. Е. Салтыкова-
Щедрина. Все они являются сатирическими произведениями
и высмеивают русскую действительность: глупых и ленивых
помещиков-эксплуататоров-крепостников, жадных представителей
правящего класса, обывателей, смирившихся перед реакцией, трусливых
и продажных либералов, жестоких самодержавцев России —
все эти образы возникают перед читателями. Но главный образ сказок,
да и всего, пожалуй, творчества — образ великого русского народа-
труженика.
В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его
эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных
зверюшек, птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»),
а эксплуататоры — в образах хищников.
Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над
которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий
собой символ рабочей крестьянской Руси, и мужик из «Повести о том,
как один мужик двух генералов прокормил», и многие другие…
Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует
ему, но в то же время и скорбит о его смиренности и покорности
угнетателям, безмерном послушании. Горько смеется автор, когда
пишет о том, как мужик сам себя упрекает и гадает, «как бы ему
своих генералов обрадовать за то, чтобы его, тунеядца, жаловали и мужицким
его трудом не гнушались!» Горький смех чувствуется
и сквозь строчки автора, когда он рассказывает о том, как мужик
сам свил себе веревку, которой его потом и связали («Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»).
Практически во всех сказках Щедрин рисует мужика с любовью,
показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях
честен, добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином
прокормить («… какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас
и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!»), и избу построить
и коня подковать, и одежду сшить, и «море-океан» перемахнуть,
и корабль построить. Так, например, каким удальцом рисует Салтыков мужика
в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
все он знает, все умеет, даже суп в пригоршне сварить. Подчеркивается
его ловкость, смекалка. Генералов же писатель описывает совсем
по-иному. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно,
трусливы, беспомощны, жадны, глупы, ленивы. Сатирически рисует их
Щедрин, но не щадит он и мужика: автор показывает нам, насколько
сильный, здоровенный мужик бессилен перед хозяином, который
в тысячу раз слабее его, насколько слепо и беспрекословно подчиняется
он ему.
Символом крестьянской России, замученной эксплуататорами,
является образ Коняги из одноименной сказки. «Коняга — обыкновенный
мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными
ребрами и обвисшими плечами, с разбитыми ногами.
Немного на такой животине наработаешь, а работать надо», — так
рисует портрет Коняги Щедрин. Коняга — труженик, источник жизни
для всех, благодаря ему на необъятных полях растет хлеб, который
ему, правда, не дано отведать. Его удел — каторжный труд: «Нет конца
работе! Работай исчерпывается весь смысл его существования; для
нее он зачат и рожден…» Замучен и избит Коняга, «а силы… набраться
неоткуда». Но только он один способен освободить родную страну.
«Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно
силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу
из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю
эта задача — мужику да Коняге». Эта сказка — гимн трудовому народу
России. А сколько чувств вложено в следующие строчки: «Вот уж
именно, дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться
надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!» В этих
словах и гордость за силу и умение русского народа, и боль о каторжной
судьбе его, и горечь.
Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих
сказках, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице
помещиков. Лучше всего, я думаю, эта мысль просматривается
в сказке «Дикий помещик», где Щедрин как бы собрал воедино все
идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений
между замученным народом и крепостниками: «Скотинка
на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! Курица за
околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода,
и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь,
прута не стало, чем избу вымести». Щедрин показывает, что происходит
с помещиком, брошенным крестьянами: он становится лютым
хищником, немытым, небритым, умирающим от голода, одичавшим,
а хозяйство его тем более заброшено («…в саду у него яблони
репейником обросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат,
а в парке звери дикие воют».) То есть писатель хочет показать, что
нет жизни барину без мужика, не может помещик сам о себе позаботится,
не может самому себе куска хлеба достать. А как только возвращается
народ, все становится на свои места. Этим Щедрин говорит,
что народ — вот настоящий создатель богатств, а его хозяин — лишь
потребитель (да к тому же неблагодарный!)
Теперь ясно, что сама сказочная форма выбрана Салтыковым не
случайно — это наиболее доступный, демократический жанр. В сказке
легче скрыть политические идеи, а ведь цензура в те годы была очень
жестка. Сказки Салтыкова отличаются от русских народных, хотя
в них также действуют животные, олицетворяющие человеческие
пороки. Герои Щедринских сказок статичны, они не развиваются,
бунтуют против хозяев, выполняют все, что приказывают, и ни слова
поперек не говорят. Почему же? Потому, что таков русский дух, русский
человек с его беспредельным добром; простой и большой, как
сама Россия, душой!