Вы находитесь: Главная страница> Распутин Валентин> Тема нравственного выбора. (По повести «Прощание с Матерой»)

Сочинение на тему «Тема нравственного выбора. (По повести «Прощание с Матерой»)»

Произведения Валентина Распутина — это откровенный и доверительный
разговор автора с читателями на самые разные темы,
но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один
вопрос — вопрос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного
выбора.
В повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба
родной деревни писателя — Аталанки, в годы строительства Братской
ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рассказывает
автор, достоверны.
Так что же такое Матёра? Матёра — это остров и деревня, расположенная
на этом острове. Триста лет обживали это место русские
крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию.
Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо
было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта
перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки
Дарьи облилась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это —
родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций
своего народа. Она искренне верит:«… нам Матёру на подержание
только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».
Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения,
они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей
Матёры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявленные
строители попытались снести на острове кладбище.
Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу,
что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу
стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка, та же —
вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для
показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли,
а при больших делах совесть, однако, что железная, ничем ее не
укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не
смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!»
Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом
человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь
ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла-
и ее внука Андрея.
Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить
жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матёры.
Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой,
с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, — считает он, —
кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду
». Но и восстать против переселения Павел не в силах. Ему кажется,
что технический прогресс уже не остановить. И остается
только одно — попытаться на новую почву перенести привычный
уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел,
в новом, неуклюже построенном поселке человек делается «без твердости
и надежности», стремясь жить без комфорта.
Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным
переменам. «Сейчас время такое живое… все, как говорится,
в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно
осталась…» В его представлении ГЭС — это вечность, а Матёра —
уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матёра на электричество
пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни.
В поступках Андрея — путь к духовному одичанию. Ему изменяет
историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно
освобождает место другим единомышленникам — уже «пришлым»,
которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу
Матёры — чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихоженную
деревню.
«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока
не осознанное жителями Матёры. С какой решительностью они готовы
претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты
Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — уникальные традиции
и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали
душу народа, его неповторимый характер.
Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку Это
село перенесли на другое место.
И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произведении
— это русская идея соборности, слиянности человека с миром,
Вселенной, родом.
В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую
жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама
работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства
друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни
сельчан на Матёре от суетной деятельности строителей ГЭС внук
бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь
вроде как наоборот, вроде работаете для жизни». Работа для «любимых
» героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении
семейного рода и — шире — всего человеческого племени. Вот почему
не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то
же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений
предков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что их
могилы уйдут под воду — и она окажется одна: порвется цепь времен.
Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий
Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками.
Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются
новые.
Размышления о продолжении рода и своей ответственности
за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о «полной правде»,
о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков —
тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь
и вновь говорит о необходимости каждому человеку «самому докопаться
до истины», жить работой совести. Сильнее всего автора
и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей
«жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению жизни.
«Пуп не надрываете, а душу потратили» — бросает в сердцах Дарья
своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой
крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную
силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.
И все же, несмотря на определенный трагизм повествования,
автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие
и душевное пробуждение. «Жизнь… она все перенесет и примется
везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится
если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым
местом. В этом — еще одно назначение человека во Вселенной.