Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Тема отцов и детей в прозе XIX века (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение на тему «Тема отцов и детей в прозе XIX века (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Роман «Отцы и дети» написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 60-е годы XIX века, накануне отмены крепостного права в России, когда возникла революционная ситуация, стихийно вспыхивали крестьянские бунты, назрел кризис системы. Взгляд на решение этого конфликта разделил общество на два неравных лагеря: революционеров-демократов и либералов-дворян. И. С. Тургенев сумел гениально передать проблему времени, остро стоящую перед русским обществом.
Главным героем произведения является Евгений Базаров — человек острого ума, сильной воли и неукротимой энергии. Он естественник, врач по образованию, враг любого авторитета, опыта, который нельзя проверить на практике экспериментальным путем. Его суждения крамольны, по мнению окружающих, безапелляционны, возражений он не терпит: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» или: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров совершенно не способен притворяться, заискивать перед кем бы то ни было. Его ненависть к «безобразному состоянию общества» искренняя и глубокая. Герой признается, что еще не встречал человека, который бы «не спасовал» перед ним. Базаров пытается развенчать бездейственные «принципы», отвергает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от великих дости-
жений культуры, заявляя, что «Рафаэль гроша медного не стоит», отвергает поэзию, музыку, саму природу, если нельзя извлечь из нее пользы. Рассматривая с Одинцовой альбом Саксонской Швейцарии, Евгений Васильевич заявляет: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да, во мне, действительно, его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Это звучит кощунственно, но таковы взгляды и убеждения этого героя. Он подсознательно ищет любви, но настоящее высокое чувство ему недоступно, потому что он бездуховен и безнравственен в конечном итоге. Базаров не умеет любить, но вот ненавидит многих и разрушает круг прежних связей с семейством Кирсановых, Фенечкой, Аркадием, Катей и Одинцовой. Евгений рано умирает, убежденный, что он «нужен России».
Но, видно, не нужен.
Разрушающая сила не может быть главенствующей, иначе бы жизнь погибла. Сама природа отвергла Базарова, как некогда попытался вычеркнуть ее он. Евгений Васильевич является представителем нового поколения, хотевшего кардинально изменить Россию, но его замыслам не дано было осуществиться, ибо жизнь мудрее всех рассуждений о ней. Базаров погиб, но на его могиле торжествуют цветы, и та природа, которую он так страстно отвергал, пережила его, ибо она величественна и вечна.