Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова 3

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова 3»

1. Гражданское назначение поэзии.

2. Преемственность творчества Пушкина.

3. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».

4. Актуальность и злободневность их стихов.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А. С. Пушкин

Широко и многогранно творчество двух гениев русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. В их произведениях затронуты самые разнообразные темы. Но существует, на мой взгляд, одна тема, которая наиболее ярко определяет духовную близость поэтов. Это проблема назначения поэта и место поэзии в жизни общества.

По мнению Пушкина, поэзия должна иметь высокое гражданское назначение. В стихотворении «Эхо» Пушкин сравнивает поэта с этим уникальным явлением природы. Эхо откликается на любой звук, поэзия должна откликаться на всевозможные изменения окружающего мира. Как эхо остается без ответа, так и поэзия не всегда находит ответное понимание у людей. Пушкин считал, что талант

— это Божий дар, который не разменивается, не продается и не покупается.

Лермонтов в стихотворении «Поэт» прибегает к сравнению пера поэта с клинком, который когда-то служил наезднику, а теперь за ненадобностью «игрушкой золотой он блещет на стене». Аллегорически Лермонтов говорит здесь об утрате поэтом своего предназначения. Но в его словах присутствует надежда на то, что клинок все-таки вырвется из «золотых ножон» и мастера слова вновь обретут жизненность и силу чувств, которые будут близки читателю.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

В одноименных стихотворениях «Пророк» Пушкин и Лермонтов, как мне кажется, наиболее полно выражают свои мысли о назначении поэта и его служении людям. Эти стихотворения являются как бы двумя главами одного произведения.

У них одинаковый ритм и стиль. Пушкин написал свое стихотворение в 1826 году, через несколько недель после казни декабристов. Взяв в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, он далеко уходит от библейского сюжета, изображая иносказательно пророческое назначение поэта. По толковому словарю слово «пророк» означает «религиозно-политический проповедник, оратор».

В русской поэзии XIX века образ пророка служил для выражения самых передовых общественных идей и ассоциировался с образом поэта-гражда-нина, обличителя социальных пороков. Имеются сведения, что стихотворение Пушкина «Пророк» входило в число политических, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли. Пушкин показывает, как поэт превращается в пророка. Он считает, что у поэта-гражданина должен быть острый взгляд на происходящие вокруг события, чуткий слух, улавливающий и не терпящий фальшь, мудрые слова, способные заставить мыслить и переживать и, конечно, «огненное, пылающее» сердце. Пушкин ставит перед поэтом задачу огромную, но выполнимую для настоящего поэта-гражданина Восстань, пророк и виждь и внемли.

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Через пятнадцать лет в 1841 году Лермонтов создает своего «Пророка». Это стихотворение как бы продолжает пушкинское, показывая дальнейшую судьбу его пророка.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Лермонтовский герой не захотел остаться среди людей ценой измены своим убеждениям, вере и предназначению. Он обрекает себя на добровольное изгнание в пустыню, где ему «покорна тварь земная» и звезды слушают его речи.

Лермонтов и сам не раз испытывал непонимание толпы. Жизнь в уединении кажется ему единственным, верным выходом для того, кто хочет познать духовную истину.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищим,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

В своем «Пророке» Лермонтов, проводя параллель между миссиями поэта и пророка, говорит о неблагодарности толпы к тем, кто несет ей правду. Перед нами печальная судьба поэта, посмевшего «глаголом жечь сердца людей».

Люди отвергли его:

Смотрите ж, дети, на него!

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его.

Но герой Лермонтова не озлобился на людей, не стал мрачным отрицателем жизни. И хотя в этом стихотворений не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но оно наполнено пафосом индивидуального гордого подвижничества. Лермонтовский «Пророк» — это произведение о назначении поэта, об изгнании и пустоте окружающей жизни. Чувство одиночества, разобщенности в царстве произвола и мглы (так назвал николаевскую империю Герцен) было неизбежным для настоящего поэта-гражда-нина. Лермонтов сам испытывал это чувство, и оно сообщило его поэзии характер трагический. Как и его «Пророк» Лермонтов имел смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Его стихотворение — это и размышление о своей собственной судьбе. Сам он неуклонно следовал по избранному пути. И ненависть к свету только обостряла его любовь к «холодному молчанию» русских степей.

В стихах Лермонтова часто мелькают строки то Пушкина, то иного полюбившегося ему поэта. Он продолжает мысль уже существующую, но продолжает по-своему.

И это величайшее дарование, продолжая мысль, высказанную другим, выражать мысль новую, неисчерпаемую, глубокую, полную поэтической силы, покоряющую поколение за поколением. Необычайно пронзительно и глубоко по своему воздействию стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», написанное им после гибели Пушкина. Лермонтов видит в Пушкине поэта, который является для него идеалом, чуждым мелочным обидам, которому не нужны пустые похвалы и светские интриги.

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печаль.

Пушкинский талант расцвел в период общественного подъема, он лично был знаком со многими декабристами. Лермонтов же творил в реакционное время, наступившее после разгрома декабристского восстания. Но, несмотря на это временное различие, творчество двух великих русских поэтов, отражая самые важные и насущные потребности современности, проникнутое свободомыслием, является одним из лучших примеров высокой гражданственности поэзии.