Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой»

Любой серьезный поэт задумывается о своем месте в этом мире
и о значении своей поэзии.
Есть мистическое понимание миссии поэта, о котором говорил
Пушкин в своем стихотворении «Пророк»: поэт — это проводник
Божественного глагола. Марина Цветаева, поэтесса с очень тонкой
душевной организацией, называла Анну Ахматову «златоустой
Анной всея Руси». Эпитет «златоустая» образован от имени византийского
богослова Иоанна Златоуста, создавшего для православного
богослужения литургию.
Еще с первых сборников в период «серебряного века» она вошла
в сознание современников как поэтесса полутонов, полунамеков. Ахматова
писала о любви, сотканной из психологических переживаний.
С развитием поэтического таланта, с взрослением, к Анне Ахматовой
приходит понимание миссии поэта как дара свыше. В 1915 г. в стихотворении
«Нам свежесть слов и чувства простоту…» она скажет о назначении
и судьбе поэта, неотвратимой как рок. Пророческое служение —
это дар свыше, но плата требуется высокая: вечное одиночество.
В раннем стихотворении «Музе» поэтесса говорит, что Муза отняла
«золотое кольцо», первый весенний подарок (отняла суженого).
Теме поэта в поэзии Ахматовой посвящено много стихотворений,
среди них: «Творчество», где, размышляя над поэтическим ремеслом,
она поделится тайной сочинения стихов («Когда б вы знали, из
какого сора…»). В цикле стихотворений «Тайны ремесла», состоящем
из девяти тематических стихов с разными названиями: «Творчество
», «Муза», «Поэт», «Читатель» и др., — Ахматова расскажет о
секретах возникновения поэзии, о том, что, будучи избранником
Небес, поэт ответственен перед человеком и перед Богом.
Но у поэтессы было и другое понимание своего предназначения,
оно появилось в период грандиозных испытаний, выпавших на долю
русского народа. В 1917 г. в стихотворении «Мне голос был…» Анна
Ахматова определила свою судьбу как маленькую часть огромной,
многострадальной судьбы русского народа. В нем поэтесса говорит
об испытании искушением уехать из России, как это сделали многие
в те роковые послереволюционные годы:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух…
И последняя строка стихотворения поразительна по точности
выражения:
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Скорбный дух — состояние скорби — это высшее понимание
происходящего.
Творчество для русской поэтессы XX в. Анны Ахматовой — это
тернистый путь, на котором она встречает непонимание, глухоту,
слепоту людей, даже злостное глумление над поэзией («учеников
злорадное глумленье»), но в то же время это и драгоценный напиток,
испив который, поэт уже не может уйти с этого пути («Иди и исцеляй
слепых»). Именно Ахматовой принадлежит поэма «Реквием»,
где «скорбный дух» поэтессы поведал обо всех страданиях русских
людей в период сталинизма («где мой народ, к несчастью, был…»).
Об Ахматовой можно сказать словами поэта: «Поэт в России
больше, чем поэт».