Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Тема родины в поэзии А.А. Блока 4

Сочинение на тему «Тема родины в поэзии А.А. Блока 4»

Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
А. Блок
Рубеж веков, как правило, трудное время для общества. Впереди неизвестность, а она пугает и вместе с тем влечет. Не случайно революции в России произошли сразу после начала нового века. Судьба родины становится главной и зачастую единственной темой светских и дружеских разговоров. Волнение не могло не коснуться и Блока — молодого поэта, начинающего свой творческий путь. События, происходящие вокруг, оказали огромное влияние на формирование личности поэта. Весь свой талант Блок посвятил будущему России. Быть может, он не стал предсказателем или провидцем, но его вера помогла многим пережить те «страшные годы».
Блок пришел в русскую литературу как поэт-символист. Он получил хорошее образование, был принят высшими кругами петербургского общества, перед ним было открыто множество дорог. Неудивительно, что юный Блок смотрел на мир восторженными глазами. Его привлекала светская жизнь своей мистичностью и таинственностью. Герои его произведений далеки от реальности, действие часто происходит в тумане, в дымке:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Но лирический герой поэта не статичен. Блока потрясла революция 1905 года. Он задумывается о судьбе своей родины, так как
осознает неизбежность перемен. В стихотворениях он обращается к России:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Мистичность языка наблюдателя и в этом отрывке, но уже другая тема. Размышления о родине все больше увлекали поэта. По- степенно он отошел от мистики, в чем его часто упрекали друзья. Блок, несомненно, переживал охлаждение отношений с Мережковским, Гиппиус, но в то же время был честен перед собой. Поэт видел сложное, в чем-то даже трагичное положение России и понимал, что его долг — писать об этом. Блок никогда не отказывался от своих ранних стихов, но для меня остается загадкой, как он оценивал их впоследствии. Дело в том, что поэт не соглашался с трактовкой некоторых критиков, что будто бы Прекрасная Дама «переросла» в образ России.
Блок увидел в своей родине женщину и восторгался ею. Такое отношение сначала очень удивило меня. Но потом я поняла, что так сильно любить можно только близкого и родного человека, же- ну:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Поэт — участник событий. Он страдает, думает, размышляет о пути России. Один античный ученый утверждал, что, для того чтобы узнать будущее, надо изучить прошлое. Блок, по-видимому, тоже приходит к такому выводу. Поэт много времени посвящает изучению истории России. Он пишет исторический цикл стихов «На поле Куликовом», в котором выражает свое отношение к происходящим вокруг событиям. «Вечный бой» в России так и продолжается. И пускай сейчас тяжело и впереди еще долгий путь, но поэт видит счастье в конце пути. Эта вера в будущее непоколебима, именно она помогает Блоку в эти «страшные года».
Несомненно, поэт видел страдание России, особенно русской деревни. Как городской житель, он не мог прочувствовать глубину трагедии, но, как умный и чуткий человек, он переполнен состраданием:
Россия, нищая Россия,
Мне губы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Блок не мог стать певцом деревни, так как не был привязан к ней с детства. Очень тепло принял поэт Есенина, деревенского юно- шу «с самобытным даром». Быть может, Блок понимал, что этот молодой человек способен восславить русскую деревню, воздать ей должное…
История не стоит на месте. И свершилось! Великий переворот Блок был одним из первых поэтов, написавших о революции. Поэ- ма «Двенадцать», написанная в самом начале 1918 года, явилась
по сути всплеском эмоций. Блок принял революцию такой, какая она была. Он видел противоречия современной ему жизни и пытался донести это до читателей:
Черный вечер.
Белый снег.
Одним из главных художественных приемов поэмы становится антитеза. Цвета «белый» и «черный» выбраны не случайно. Во-первых, в жизни все перемешалось; во-вторых, резкий контраст отражает идею революции. Страшно было оттого, что не было третьих, были белые и черные, а между ними — пропасть. Чтобы придать эмоциональную окраску, Блок использует неполные предложения. Язык поэмы тоже простой, близок к разговорному.
Поэт, возможно, ошибался в трактовке действительности, но та искренность, с которой он выражал свои чувства, достойна уважения.
Историю предсказать невозможно. Можно сочувствовать, переживать, размышлять. Можно видеть чуть больше других или осознавать что-то лучше. Но все равно человек ничтожен в сравнении с историей России. Важно понять, что чувствовать и думать необходимо в первую очередь самому человеку. Равнодушие — смерть.
Конец XX века вновь принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Поэтому обращение современников к творчеству А. Блока — попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.