В рассказе ощущается аналогия с библейским сюжетом о страданиях
Иова. Начало повествования сразу вводит тему неотвратимости
Рока, Судьбы. Священник Василий Фивейский с самого детства
пытается изменить свою бедственную судьбу в сторону добра,
покоя, тишины. В браке он жил шесть лет счастливой семейной жизнью,
у него были добрая и ласковая жена, сын и дочь. Прихожане любили
и уважали отца Василия. На седьмой год случилось несчастье — погиб
его малолетний сын. «И яркое солнце, и светлый день» навсегда
исчезли из семьи отца Василия. Попадья стала пить, пить по-страшному,
и в пьяном бреду начинала мечтать о новом сыночке. Отец Василий
ведет борьбу за веру — его вера в Бога проходит серьезные испытания.
Меняется к нему и отношение людей, так как он не соответствовал
представлению горожан о том, каким должен быть священник.
А дома идет борьба попадьи со стыдливостью отца Василия. Он не
выдержал, сдался на бесстыдные приставания пьяной попадьи. Она забеременела
и расцвела, забыла про вино. И отец Василий поверил в то,
что добро победило — снова в его доме радость и свет… но ненадолго.
Родился идиот с большой головой и хилым телом, как страшное
напоминание о бесстыдной ночи зачатия. Попадья снова начала пить.
Как-то случился пожар, сгорела жена отца Василия, и он остался
с идиотом-сыном. Исследователи творчества Андреева видят в этом
рассказе аналогию с Иовом.
На первый взгляд, в рассказе действительно прослеживается аналогия
с историей Иова многострадального. Но разница между ними
большая. Праведный Иов смиряется перед «промыслительной волей
Творца», а отец Василий, по сути, противопоставляет всем испытаниям
свою гордыню. Он считает, что Бог посылает ему такие страдания
из-за его избранности, он дерзает воскресить бедняка. Но чуда он
совершить не может — и утрачивает веру в Промысел и в Творца.
«Небо охвачено огнем. В нем клубятся и дико мечутся разорванные
тучи и всею гигантскою массою своею падают на потрясенную землю —
в самых основах своих рушится мир. И оттуда, из огненного клубящегося
хаоса, несется огромный громоподобный хохот, и треск, и крики
дикого веселья».
Отец Василий отвергает веру, восстает против воли Творца и гибнет,
несломленный, хотя и побежденный.
Андреев сочувствует своему герою, сочувствует его выводу о неправоте
мироустроения, но, хотел он того или не хотел, он показал
лишь гибельное действие гордыни. Андреев не знал, что устоять в
борьбе с искушениями, с гордыней может только глубоко верующий
человек.