А.А.Блок
Коршун
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. –
В избушке мать над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси.
Идут года, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916
Вопросы для анализа стихотворения А.А. Блока «Коршун»
I
- Как воспринимается стихотворение А.А. Блока «Коршун»?
Какие мысли и чувства вызывает?
- К какому творческому периоду оно относится? Входит ли в какой-то цикл?
В чем своеобразие этого цикла?
II
- Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?
- Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их?
Каковы по форме? Как они связаны между собой?
- Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина, с помощью каких художественных средств? Дайте толкование фольклорного образа «коршун». Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?
- Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонацией? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Дайте толкование слов: «тужить», «кружить», «крест неси», «доколе». Какова роль данной лексики в стихотворении?
- Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
III
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения «Коршун»? В чем традиционность, а в чем новаторство творческой манеры А.А. Блока? Как вписывается стихотворение в творчество Блока в целом, в общекультурный контекст?
Тема России — сквозная тема в лирике Александра Александровича Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», — признавался поэт. Эти слова знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопения, открылась его Отчизна. Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, скрывшейся за туманом, проходит через все творчество А. Блока. Этот образ в душе поэта «был «светел всегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению праздности души, выводил из жизненных тупиков. Цикл «Родина» — высшее поэтическое достижение поэта. Россия открылась ему тайной прошлого, «дебрями», «ведунами», «заревом горящих сел», «вьюгой», «лоскутами лохмотий», «кладбищами».
В цикл «Родина» (1907-1916) входит стихотворение «Коршун» (22 марта
1916).
Блок писал о Родине «нищей», но если бы она была иною, он не воспел бы ее. Ему нужно было любить ее именно униженную, дикую, несчастную, гибельную, потому что таким он ощущал и себя, потому что он всегда любил сквозь ненависть, самопрезрение и боль. Он славил Россию за то, что другие проклинали бы ее. Такова всегда была его любовь.
Это особенно сказалось в стихотворении «Коршун», в котором представлена картина из народной жизни. В небе «коршун кружит», совершая кругообразные движения, словно блуждает, сбившись с дороги. Под ним пустынный, сонный луг. Коршун в русском фольклоре соотносится с хищностью, злобностью. Он может налететь стремительно, по-ястребиному. Повторы «кругом», «круг», «кружит» подчеркивают длительность, долготу действия. Коршун кружит, символизируя беду, страдания, испытания. Фольклорный образ коршуна поднят
на высоту художественного обобщения поэтом, соединившим традицию, элементы изобразительных средств с непосредственными жизненными впечатлениями. А то конкретное национальное наполнение, которое приобрел традиционный образ у Блока, говорит о том, что поэт опирался не только на собственный жизненный опыт, но и на исторический опыт народа.
Поэт использует из изобразительных средств метафоры. О них надо сказать особо. Образный ряд стихотворения Блока характеризуется, как правило, зыбкостью словесных значений. Зыбкость, недопроясненность, атмосфера тайны возникают благодаря специфике метафор, которые строятся не на заметном сходстве соотносимых предметов и явлений, как это было в поэзии 19 века, а на неочевидных, проявляемых лишь конкретным психологическим контекстом перекличках. Метафоры «сонный луг», «пустынный луг» подчеркивают застойность жизни, безжизненность в этом стихотворении. Блоковский образ выстраивается на соотнесении трудно сопоставимых явлений (такое состояние-результат объективной ассоциации, но не очевидного сходства по форме, цвету, звуку). Здесь метафора передает сильнейшее эмоциональное напряжение лирического героя (не столько остроту видения окружающего мира, сколько глубину переживаемых чувств).
Затем место действия переносится в деревенскую избушку. Следуя традициям устного народного творчества, где морфема -ушк- используется для передачи эмоционального отношения, автор показывает искреннюю любовь лирического героя к Родине, придавая напевность, неповторимый русский колорит стихотворению. Картина «Мать, склонившаяся над ребенком» знакома каждому: мать не радуется, а горюет, кручинится. Появились просторечные слова «тужить», «крест неси»; они усиливают реальность происходящего. Троекратное «на, на, на» подчеркивает монотонность, безысходность жизни. Фразеологизм «крест неси», то есть страдай, терпи испытания, заканчивают эту картину.
От обыденной пейзажной картины и бытовой сцены лирический герой идет к глубоким обобщениям: как долго, до каких пор будет это продолжаться? Градация «идут века», «шумит волна», «встает мятеж», «горят деревни» делает более насыщенным смысл и эмоциональное значение увиденного.
Действие происходит в реальном времени, в настоящем времени, все это происходит с лирическим героем в определенное время. Употребляя глаголы «кружит», «тужит», «смотрит», «идут», «шумит», «встает», «горят», деепричастие «чертя», которое дорисовывает действие, придавая художественному тексту особую выразительность, автор пишет о современной жизни. Такое обилие глаголов выражает динамику, непрерывное движение окружающего мира, а также духовной жизни человека.
И появляется знакомый образ Родины-матери, Родины-красавицы, Родины, заплаканной и древней. Обращение «моя страна» показывает переживания лирического героя, раздумья над судьбой страны, создает непринужденность, его сближение с окружающим миром.
В последних двух строчках монолога лирического героя слышим просторечие «доколе» и исконно русский глагол «тужить».
Лирический герой близок к народу, он понимает его беды, страдания, горе. И мы слышим риторические вопросы, обращенные к другим, создающие непринужденность, интимность, лиризм:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Риторические вопросы вносят внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность. Они отражают тайные глубинные чувства лирического героя, способствуют активизации внимания читателя, заставляют сопереживать вместе с лирическим героем.
А инфинитивы «тужить» и «кружить» имеют вневременной, внеличностный характер и придают всему стихотворению оттенок обобщенности, «всеохватности» во времени, помогают передать неясность ощущений.
«… Растет передо мною понятие «гражданин», — пишет он в ту же пору, — и я начинаю понимать, как освободительно и целебно это понятие, когда начинаешь открывать в собственной душе!» Эти-то освободительность и целебность ярко выявились и в этом лирическом шедевре Блока. Мать над сыном, коршун, плавно кружащий над лугом, лирический герой, как бы смотрящий с высоты полета коршуна на время, кровь войны, мятеж, пожар жизни, сродни свободолюбивой музе Некрасова.
Рассматриваемое стихотворение Блока убеждает нас в том, что оно по идейно-художественной структуре находится в зависимости от поэзии Н.А. Некрасова. В период написания цикла «Родина» творчество поэта «гнева и печали» для Блока стало рубежом, означавшим подлинную перестройку художественного мышления, которая определила новое качество его народности и стала стимулом его новых творческих взлетов.
Если говорить о поэтической фонетике, то можно отметить в первых трех строках ассонанс, звук [у] повторяется 6 раз, поэтому замедляется темп, усиливается впечатление одиночества, сумрака, страха. Присутствие разнообразных согласных звуков (аллитерация) играет в стихотворении смыслоразличительную функцию, показывает многоликость мира, несет новую информацию об образе мышления лирического героя.
Анафора «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»
подчеркивает длительность размышления лирического героя о судьбе России, о ее долготерпении.
В основу стихотворения положена силлабо-тоническая система стихосложения. Стихотворение состоит из 2-х шестистиший. Написано 4-х стопным ямбом. Двусложные размеры наиболее распространены в русском стихосложении. Разгадка популярности двусложных размеров состоит в том, что в них могут появляться пиррихии и спондеи, которые позволяют поэтам разнообразить музыкальный рисунок стиха, делать стих то более плавным, напевным, то, наоборот, более резким, четким, а иногда просто тяжелым. Поэтому стихи, написанные одним стихотворным размером, нередко имеют разное ритмическое звучание, различный музыкальный рисунок. Так в 4 строке первой части у Блока есть 2 спондея, что утяжеляет ритм, усиливает эмоциональную нагрузку («На хлеба, на, на грудь, соси..»). А в последних 3-х строках второй части присутствуют пиррихии, они удлиняют звучание, дают лирическому герою и читателю возможность поразмышлять и подумать.
Стихотворение «Коршун» разделено автором на две части. Рифма перекрестная (круг-луг, кружит-тужит; война-страна, деревни-древней), она подчеркивает завершенность представлений или размышлений автора; далее следует смежная рифма (соси-неси, тужить-кружить), которая подводит итог увиденному и не оставляет ни автора, ни лирического героя, ни читателя равнодушным к судьбе Отчизны.
Мотив душевного слияния с Отчизной, бывшей для автора цикла «Родина» единственной надеждой и упованием, — один из самых характерных мотивов лирики Блока.
Напряженные раздумья об исторических путях России, выраженные Блоком в стихотворении «Коршун», стали своего рода заветом для поэтов разных поколений, разных творческих пристрастий и почерков.
Так Николай Рубцов соприкоснулся с блоковской поэзией опосредованно. Эта особенность поэтического творчества Рубцова очевидна и в трактовке темы России.
В своей лирике Рубцов стремился передать тонкие оттенки патриотического чувства, выразить, как в журавлином клике, «и забытость болот, и утраты знобящих полей». От Блока у Рубцова эта «мучительная связь» с землей, с родной русской природой. Земная красота всегда наделена у Рубцова национальным русским обличием. Поэт, радуясь современному лику Родины, говорит о преемственной связи прошлого и настоящего дня России:
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди.
Лирика Блока, посвященная России, живет в многообразной музыке современного стиха, являя образец гражданственности, патриотизма в раздумьях о судьбах мира, образец осмысления истории, глубокого постижения духовной жизни человека. Лирика Блока жива и плодотворна.