Тема человеческой судьбы, которая складывается под влиянием различных исторических событий, всегда была одной из самых важных в русской литературе. К ней обращались и Толстой, и Тургенев, и Достоевский. Не обошел ее и известный писатель, мастер широких эпических полотен М. А. Шолохов. В своих произведениях он отображал все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны. Судьбу своего героя, простого русского человека, писатель рисовал па фоне военных сражений и мирных битв, показывая, что не только история вершит свой строгий суд, но и человек вершит историю, неся на своих плечах ее тяжелый груз.
В 1956 году Шолохов в поразительно короткий срок — всего лишь за несколько дней — пишет свой знаменитый рассказ «Судьба человека». Однако творческая история этого произведения занимает многие годы: между случайной встречей автора с человеком, прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа проходит целых десять лет. И все эти годы живет в писателе настойчивая потребность высказаться и передать людям услышанную когда-то исповедь.
«Судьба человека» — рассказ о великих страданиях и о великой стойкости простого человека, в котором воплотились все черты русского характера: терпение, скромность, отзывчивость, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством огромного патриотизма, преданности своему Отечеству.
С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстает человек в прожженном, грубо заштопанном ватнике, глаза которого «наполненны неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие темные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше».
Судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелегкой судьбе отражается судьба всего поколения.
Ровесник века, Андрей участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестренка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофером. Встречает девушку Ирину, с которой создаст прекрасную семью. Он мечтает о счастливой жизни с «женой-подругой» и с детьми. Но война рушит все планы и надежды. Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт.
Тяжел и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги, совершенные в основном не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает свое нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира.
Лишенный возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует свое превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает далее потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников», — вынужден признать немецкий офицер.
Но не только в столкновении с врагом показывает Шолохов проявление этой героической натуры. Серьезным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов — солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нем лсивую душу. Соколов одинок, но он не одиночка.
Судьба все лее отвечает на зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого толее искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребенку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живет наделеда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера.
Главная черта Андрея Соколова — безграничная любовь и привязанность к родной стране. В образе его мыслей живет душа народа. И свою жизнь он строит по «золотому правилу» народной этики: не-делай больно блиленему своему. Андрей добр, доверчив к людям. А с какой трепетной нежностью относится он к маленькому Ванюше! Просыпаясь по ночам, этот сильный человек видит мокрую от слез подушку. И ему не надо стыдиться своих слез. Эти слезы — выражение его чистой и прекрасной души. Мне кажется, что их не стоит скрывать, они могут пробудить в молодых сердцах ту силу человеческого духа, которой обладали наши деды и отцы.
Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, — образ собирательный. В нем воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности. Рассказ Шолохова — это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное — человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу.
Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека, связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями.