План
I. Своеобразие современной военной прозы.
II. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег» — одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне.
1. Сюжет романа.
2. Образ лейтенанта Кузнецова — центральный образ романа.
3. Система образов романа.
4. Проверка «на человечность через испытание огнем».
III. «Об этом нужно помнить всегда».
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я не смог, их не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же.
А. Твардовский
Великие войны имеют начало, но не имеют конца. Они продолжаются в памяти людей, в книгах, стихах, песнях. Почему писатели снова и снова обращаются к теме войны? Причины, на мой взгляд, две. Во‑первых, люди не должны забывать ужасы войны, разлуку, смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Во‑вторых, никогда так остро, как во время войны, не стояла проблема человека. Как, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Современных писателей привлекают не военные события, а философская сущность их, причины, которые определяли поступки и действия людей на войне.
Одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне — роман Юрия Бондарева «Горячий снег».
Действие происходит зимой 1942 года в волжских степях, когда танки генерала Манштейна рвались на выручку окруженной под Сталинградом трехсоттысячной армии Паулюса. В центре романа — события одних суток, одного боя, но это бой за Сталинград. Читая роман, словно попадаешь под разрыв снарядов, танков, пушек врага, под свинцовую вьюгу его пулеметов, под бомбы юнкерсов, словно находишься на огневой позиции наших артиллеристов и, воспламеняясь их яростью, вместе с отважной батареей расстреливаешь броню «тигров», подрываешь гранатами их гусеницы.
В романе показано единство тысяч людей, слаженность, подчинение единой воле. В этом бою солдаты могли победить лишь при условии, если они, идя на смерть, забывали про смерть.
В романе созданы яркие образы крупных военачальников командующего армией Бессонова, члена Военного Совета Веснина, командира дивизии Деева. Однако в центре внимания романа — солдаты и командиры одной артиллерийской батареи, которая оказалась прямо на пути вражеских танков и ценой невероятного мужества, ценой гибели многих бойцов выстояла.
Центральный герой романа — лейтенант, Николай Кузнецов, командир роты. Кузнецов показан в процессе формирования, закалки характера. На первых порах он выглядит чересчур мягким, нерешительным, но тут же эта мягкость выявляется не как мягкотелость, а как высшее качество командира: его человечность, забота о солдате. В роте Кузнецова людей согревало его доброе слово, понимание, личный пример, они учились у своего командира мужеству и стойкости. И сказал командир: «Смерти нету, ребята! Смерть придумали трусы! Вперед!». Это главные слова, которые поднимали солдат в атаку и помогали сохранить стойкость в бою.
Кроме Кузнецова видим деликатного и застенчивого лейтенанта Давлатяна, еще не разучившегося краснеть при грубом слове, при неуважительном разговоре о девушках. Это и молоденький казах Косымов, который за несколько минут до страшной гибели с любовью и тоской говорит о родной земле. Это юный солдат Сергуненков, который, идя на верную смерть, думает о том, что человек должен быть добр.
«Горячий снег» — глубоко правдивая книга. Писатель развенчивает показной героизм Дроздовского; черствость Рубина, малодушие Чибисова, цинизм Нечаева в ряде случаев он объясняет жестокими обстоятельствами войны. Выясняется, например, что ожесточенность Рубина рождена неукротимой ненавистью к фашистам, погубившим его детей.
В романе показаны не просто солдаты, а люди, проверяемые суровыми обстоятельствами не только на боевое мужество и воинское умение, но и на человечность, на нравственную стойкость. Юрий Бондарев говорил по этому поводу: «Я. хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, много не узнав. Они узнали самое главное: они прошли проверку на человечность через испытания огнем…».
В произведениях о войне оживает суровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к будущему. Время войны измеряется не только днями и ночами, но и человеческой жизнью и смертью, болью и кровью, любовью и ненавистью. Но самое трудное на войне — пройти сквозь все это и остаться человеком. В военной прозе сходятся все волнующие человека проблемы: долг и личная ответственность за судьбу Отечества, нравственный выбор и историческая память.