Вы находитесь: Главная страница> Твардовский Александр> «... эти были оплатили мы платой самою большой». Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»

Сочинение на тему ««… эти были оплатили мы платой самою большой». Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»»

Русскую поэзию всегда отличала высокая гражданственность, или, по Пушкину, «дум высокое стремленье». Высокой гражданственностью проникнуто и творчество поэта Александра Трифоновича Твардовского. Великие события времени неизменно были предметом его изображения и глубоких переживаний-размышлений. Личность Твардовского глубоко трагична. С одной стороны — убежденный коммунист, не избежавший общей участи воспевать все великие и страшные переломы в стране после Октября, с другой — свидетель того, какой ценой заплатил народ за все эти насильственные преобразования.
Поэма «За далью — даль», впервые опубликованная в 1987 году, — это развернутый лирический монолог о непростых судьбах родины и народа, о сложном историческом пути страны, о внутренних переменах в духовном мире человека XX века. О том, что это лирический монолог — исповедь души, Твардовский говорит уже во вступлении к поэме:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Поэма состоит из трех частей. В первой части, «Перед отлетом», поэт рассказывает о встрече с другом детства (отсидевшим срок) на станции Тайшет. После многолетнего заключения друг возвращается домой. Эта встреча пробудила в авторе воспоминания о своей молодости, юношеских мечтах и планах. Это были чистые и красивые мечты: жить и трудиться на благо Родины, а если надо, то отдать за нее жизнь. Поэт с горечью вспоминает тех наивных молодых людей, которые и помыслить не могли, какие испытания готовит им время:
Сомненья дух нам был неведом;
Мы с тем управимся добром
И за отцов своих и дедов
Еще вдобавок доберем…
Мы повторяем, что напасти
Нам никакие нипочем,
Но сами ждали только счастья, —
Тому был возраст обучен.
Вторая часть «Сын за отца» — самая трагическая. Это раздумья о драматической судьбе своей раскулаченной семьи. Александр Трифонович, сын смоленского крестьянина. Вся его семья, за исключением самого поэта (он жил отдельно от семьи, в городе), была раскулачена и сослана в Сибирь. Твардовский ничего не смог сделать для родных, фактически он отказался от них. Эта незаживающая рана болела у поэта всю жизнь, и боль вылилась в поэму «По праву памяти».
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись добрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца.
Твардовский не снимает с себя вины за все, что произошло:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем провинились целые народы, репрессированные, изгнанные из родных мест, кто допустил такое положение,
когда один человек в стране решал судьбу целых народов:

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.
И оставляли, и забывали, «откуда вышел родом», и предавали. Вот за это все мы в ответе, считает Твардовский.
Третья часть поэмы называется «О памяти». Поэт утверждает право человека на память, на то, чтобы не забывать ничего. Память — это привилегия человека, и, пока он помнит все, что было, существует гарантия того, что подобное не повторится вновь. Хотя иные и твердят, что пора предать те страшные годы забвению:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!
Нет, утверждает Твардовский:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
Эта поэма — своего рода покаяние поэта за свои юношеские поступки, за ошибки молодости. И он предостерегает нас, людей другого поколения, от подобных
ошибок. «Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору» — эти слова большого поэта звучат актуально и сегодня.