Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Сочинение на тему «Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя»

Любое общество порождает характерные социальные типы, как положительные, так и отрицательные. А. С. Грибоедов и Н. В. Гоголь в своих произведениях создали интересные типы «делового человека». У Грибоедова это, конечно, Молчалин, у Гоголя же можно перечислить несколько таких характерных персонажей. Но написать хотелось бы о Чичикове, поскольку именно он явился наиболее полным воплощением «делового человека». К тому же Чичикова чаще других героев Гоголя сравнивают с Молчалиным. У них действительно немало общих черт: умение приспособиться, польстить, притвориться в нужный момент, найти общий язык с любым человеком.

О Молчалине (как и о Чичикове) в начале произведения мы узнаем немного. О некоторых свойствах его скрытной натуры мы можем лишь догадываться. До поры до времени он действительно молчит и прячется, оправдывая свою фамилию.

Но чем дальше мы читаем «Горе от ума», тем больше раскрывается Молча-лип. То, о чем в начале комедии читатель мог лишь догадываться, становится все более очевидным. Молчалин — карьерист. Его цель (оправдывающая любые, самые неблаговидные, средства) состоит в том, чтобы подняться как можно выше по служебной лестнице. Надо сказать, что он делает это виртуозно. Он умеет стать незаменимым не только в фамусовском доме, но и во всем обществе:

Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет…

Он изворотлив и хитер. Умеет подобрать «ключ» к любому нужному человеку. Его скромность, молчаливость, услужливость фальшивы, но действуют безотказно. Вот почему человек, «рожденный в бедности», за несколько лет жизни в Москве добивается таких успехов: получает три награждения, чин асессора, должность секретаря у одного из виднейших представителей светского общества.

Однако Молчалин не останавливается на достигнутом. Он начинает добиваться расположения Софьи, и ему удается осуществить свой план. Он заставляет эту умную и проницательную особу слепо полюбить себя. Она не замечает его притворства и видит лишь достоинства: «и вкрадчив, и умен, но робок…», «за других себя забыть готов, враг дерзости», «ни слова вольного». А он действительно проявляет при ней все эти качества. Он сидит с ней до зари, слушает ее речи, словом, очень умело вкрадывается к ней в доверие. Единственная промашка этого осторожного, в общем-то, человека — заигрывания с Лизой, которые и погубили его.

Молчалин добивается таких невероятных успехов, следуя жизненному принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изьятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Удивительно, но почти такой же принцип исповедует и Чичиков в «Мертвых душах». Он ведет себя подобно хамелеону: принимает обличье и манеры того человека, с которым общается, так что его собственный облик глубоко скрыт. Перевоплощаясь, он умеет добиваться симпатии самых разных людей.

Б беседе с Маниловым он становится чувствительным, обходительным, галантным, как сам помещик. Он не скупится на «душевные» излияния, зная, что именно таким образом добьется столь необходимого ему расположения хозяина. В поместье у Коробочки Чичиков меняется до неузнаваемости. Он ведет себя развязно и бесцеремонно, поскольку помещицу не проймешь сентиментальностью и душевными беседами. С Ноздревым Чичиков становится столь же фамильярным, как тот, говорит ему «ты». С Ноздревым ни в коем случае нельзя проявлять высокомерия. Чичиков тонко это чувствует и поэтому играет в «закадычного приятеля». С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, меняя свой недавний приятельский тон с Ноздревым на деловой. Наконец, Чичиков сумел найти подход даже к закостеневшему Плюшкину. С ним он играет в доброго человека, желающего помочь одинокому старику. Это был единственный ключ к душе Плюшкина, и ловкий Чичиков воспользовался им, нащупав верный путь.

Так, в общении с помещиками, Гоголь без лишних рассуждений раскрывает характер своего героя. Он не рассказывает нам о нраве Чичикова, а показывает его. Рассказ о детстве Чичикова в конце книги еще дополнил его образ. Мы видим, что с детства он проявлял недюжинную деловую сметку, наживаясь на своих товарищах. Чичиков энергичен, ловок, изворотлив, цепок.

Неукротимая энергия приобретателя обернулась для него, как и для Молчалина, утратой нравственных ценностей. Цель Чичикова внешне благородна — благополучие, семейная идиллия. Казалось бы, он, в отличие от Молчалина, вовсе не карьерист. Но свое благополучие Чичиков пытается построить на обмане, мошенничестве, предательстве, чужих бедах. Невозможно не восхищаться его умелым обращением с людьми, но само его поведение вызывает отвращение.

Таким образом, и у Грибоедова, и у Гоголя тип «делового человека» — вовсе не положительное понятие, как в наше время. У этих авторов дельцы — низкие люди, забывшие моральные ценности и христианские заповеди, ослепленные своей корыстной целью. Образы, созданные двумя гениальными авторами, вечны. Еще Александр Блок сказал: «Трагические… прозрения Грибоедова и Гоголя остались: будущим русским поколениям придется возвращаться к ним; их конем не объехать. Будущим поколениям надлежит глубже задуматься и проникнуть в источник их художественного волнения, переходящего так часто в безумную тревогу». Представители будущих поколений, о которых говорил Блок, — мы. Так, может быть, стоит иногда серьезнее задумываться, когда идешь к своей цели, не причиняешь ли ты вреда окружающим тебя людям?