С течением времени в человеческом обществе многое меняется: техника, язык, одежда, обычаи. Но во все века остаются неизменными нравственные ценности. Не случайно проблемы, которые были актуальны еще тысячу лет назад, стоят перед нами и теперь. Наиболее важные из них поднимает И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Уже в названии отражена одна из таких проблем: взаимоотношение двух поколений: отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между ними, и понять друг друга им было трудно даже тогда, когда они стремились это сделать, и тем более тогда, когда не испытывали друг к другу ничего, кроме неприязни. Так и в этом произведении представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет, понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели: «Да стану я их баловать… Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство…». По его мнению, основная цель жизни состоит не в том, чтобы уважать себя, соблюдать правила и сидеть сложа руки, как делает Петр Павлович Кирсанов, а в том, что человек должен работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству («Рафаэль гроша медного не стоит…»), к наукам, не имеющим практической базы, к «бесполезной» природе, которая, по его словам, «не храм, а мастерская». Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит герой.
Со своей стороны Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм… либерализм, прогресс, принципы… искусство…»). Он больше ценит привычки и традиции, не замечая изменений, происходящих в обществе.
И Николай Петрович Кирсанов совсем не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». В этом случае от его имени Тургенев выражает свои мысли. Действительно, прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир» грез. Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
Другая важная этическая проблема — любовь. Лучше всего человек проявляется в любви, в которой его душа раскрывается полно и искренне. Поэтому все герои романа проходят через испытание любовью.
Горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую уважал: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». «…Что-то… в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Но даже когда Одинцова отвергла его, Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства. А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «…года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду… и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, тоже о многом говорит.
По-разному герои относятся и к народу. Павел Петрович восхищается крестьянской общиной, тем, что «русский народ… патриархальный, не может жить без веры». Базаров же утверждает, что в общем-то ничего хорошего в этом нет. Как раз дикость, неразвитость, необразованность народа приводит к тому, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».
Возможно, это именно оттого, что он обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Базаров работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».
В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, -помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «нешутя воображал себя дельным человеком».
Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только зароют в землю. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.
Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но в том-то и дело, что писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше.
Но то, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью говорит Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично… вилять хвостом не стану».
И. С. Тургенев любит своего героя и в эпилоге дает очень хорошую оценку ему: «…страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением. Он поставил под сомнение ценности существующего общества и само общество. И хотя мы не знаем, чем собственно он занимался в Петербурге, можем предположить, что, возможно, ему удалось бы что-нибудь изменить в России.
Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но этические проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время.
Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы решает любое новое поколение. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.