Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему «Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась на сты¬ке литературных эпох. В «переходном» состоянии находилась русская культура в целом. На сцене господствовали принципы, выработанные эстетикой классицизма. В поэзии шло бурное развитие романтического направления. Сохраняли значение и идеи Просвещения — в сознании многих людей они утвердились в качестве неоспоримых ценностей. В «Горе от ума» все эти тен¬денции в той или иной мере отражены.
Автор сохранил традиционные со времен классицизма «единства» места, времени и действия (которое не выходит за пределы фамусовского особняка, начинается утром и заканчи¬вается вечером того же дня); многим персонажам даны «говоря¬щие» фамилии (Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Тугоуховские и т. д.). Речь героев часто афористична, что характерно для «вы¬сокой комедии»: «Дома новы, но предрассудки стары» (Чацкий), «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» (Фа¬мусов), «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» (Молчалин). Роли Чацкого соответствует традиционное сцени¬ческое амплуа героя-«резонера»: он является выразителем ав¬торских взглядов, носителем «положительной программы». Ге¬рой верит в силу разума и в своих пространных монологах обличает социальное зло: крепостничество, низкопоклонство, карьеризм, конформизм, преклонение перед всем иностранным.
В то же время в Чацком узнаваемы черты героя-романтика. Он противопоставлен «толпе глупцов», стремится к высоким идеалам и часто оказывается в плену собственных иллюзий: верит, что «век минувший» с его раболепством и чинопочитани¬ем уходит в прошлое; верит, что любим Софьей. В финале ко¬медии возникает романтическая тема бегства: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
Грибоедов использует лучшие достижения разных литера¬турных традиций, но прежде всего выступает в своем творении как автор-новатор. В основу сюжета комедии положен конф¬ликт, взятый автором из современной политической и социаль¬ной действительности. Консервативно мыслящей «толпе» про¬тивопоставлен прогрессивно мыслящий, деятельный герой. Впервые в русской драматургии конфликт основан на столкно¬вении политических позиций героев (а не их характеров или вкусов, как было прежде). «Горе от ума» стало первой русской политической комедией. В ней развивается и традиционный конфликт двух соперников, добивающихся любви героини, од¬нако у Грибоедова столкновение соперников (Чацкого и Молчалина) предстает прежде всего как борьба героев за свое пони¬мание смысла жизни. Любовная интрига вплетается в более масштабную социально-политическую интригу. Борьба героя за свои идеалы совпадает с его борьбой за личное счастье.
Язык комедии отличается исключительной гибкостью и богат¬ством. Разностопный ямб позволил автору максимально прибли¬зиться к разговорной речи. Грибоедов искусно передает интона¬ции персонажей, тонкие оттенки их психологии и поведения. Высказывания Скалозуба обличают в нем солдафона, который мерит все на свой аршин: «Мне совестно, как честный офицер», «дистанция огромного размера», «фальшивая тревога». Реплики Фамусова непринужденны, выразительны и во многом близки к народной речи: «Ну выкинул ты штуку!», «Вот рыскают по све¬ту, бьют баклуши…» Речь Лизы свидетельствует о житейской мудрости, наблюдательности героини. Она дает меткие характе¬ристики Скалозубу («…и золотой мешок, и метит в генералы»), Чацкому («…чувствителен, и весел, и остер»),
«Картина нравов», «галерея живых типов» (по выражению И. А. Гончарова) создана в комедии средствами реалистическо¬го письма. Автор отходит от «классической» одномерности в изображении героев, создает сложные, противоречивые харак¬теры. Так, Фамусов не только убежденный крепостник, искус¬ный льстец (диалог со Скалозубом) и проповедник принципов Максима Петровича. Он еще и любящий отец, и хлебосольный московский барин, и даже по-своему патриот, которого раздра¬жает преклонение перед всем иностранным. В своем монологе об образовании («Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам…») Фамусов близок к Чацкому, когда тот об¬рушивается против «чужевластья мод». Сложен и противоречив и характер Софьи. Подобно Фамусову, она умеет лгать, лицеме¬рить; как и отец, она осуждает Чацкого. Но в то же время мно¬гое в ней вызывает симпатию. Она, как и Лиза, «не льстится на интересы», осмеливается полюбить незнатного и небогатого отцовского секретаря.
Драматургическое мастерство Грибоедова также отмечено чер¬тами новаторства. Автор использует прием, позволяющий расши¬рить пространство действия комедии, — вводит в действие зна¬чительное число внесценических персонажей. Герои комедии то и дело вспоминают этих лиц: вдову-докторшу, Максима Петро¬вича, всесильную Татьяну Юрьевну и ее мужа Фому Фомича, «Нестора негодяев знатных», «французика из Бордо» и «вечных французов» с Кузнечного моста, арапку-девку, могущественную княгиню Марью Алексевну… Благодаря этому приему создается впечатление глубокой социальной перспективности и широты охвата жизни.
Особого внимания заслуживают в комедии авторские ремар¬ки. Их тщательная разработка была новым приемом в драматур¬гии. Чацкий при первом своем появлении «с жаром целует руку» Софьи. Софья в ответ на колкости Чацкого говорит «громко и принужденно». Последний свой монолог Чацкий произносит сначала «после некоторого молчания», потом «с жаром» и, на¬конец, «насмешливо».
Художественные открытия Грибоедова — живой, ярко инди¬видуализированный язык персонажей, реалистическое изобра¬жение характеров, новаторские приемы в драматургии — были по достоинству оценены и творчески развиты последующими поколениями русских писателей. Комедия Грибоедова стала своеобразным прологом «золотого века» русской литературы.