Роман-эпопея — разновидность романа,
с особой полнотой охватывающая
исторический процесс в многослойном
сюжете, включающем многие человеческие
судьбы и драматические события народной жизни.
Из справочника по литературе для школьников
Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература XX века не составляет в этой связи исключения. Все лучшее, что было создано гениями XIX столетия, усвоено, осмыслено и новаторски развито М. Горьким, М. Булгаковым, М. Шолоховым и многими другими писателями.
Из века XIX пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не “сбросили Пушкина”, а заодно и многих других с “корабля современности”.
В своем сочинении я хочу обратиться к теме “Л. Толстой и М. Шолохов” в самом, на мой взгляд, трудном ее аспекте: влиянии романа-эпопеи “Война и мир” на жанровое своеобразие “Тихого Дона”.
Как известно, произведение Л. Толстого стало уникальным в литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его романом-эпопеей.
Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе: “Тихий Дон” М. Шолохова.
Но что может быть общего между замыслом Л. Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и “Тихим Доном”, раскрывшим кровавые конфликты гражданской, т. е. внутринациональной, войны? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к “мысли народной”. Национальный характер, душа народа — вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого.
В романе “Тихий Дон” автор подробно говорит о тех духовных ценностях, которые передаются из поколения в поколение в народе, подчеркивает трудолюбие донских казаков, их связь с землей. Даже в ужасной братоубийственной войне не забывают они о том, что являются земледельцами: “Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе”. Обильно поливая потом донскую землю, люди не просто обеспечивают свою жизнь, но сливаются с природой: “Выходили на покос всем хутором сразу…, одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари”.
Но начинается война. Ее трактовка в романе чем-то близка отношению Л. Толстого к Аустерлицкому сражению. По Шолохову, если смысл битвы не ясен солдатам, она превращается в “недоброе дело”. Вспомним эпизод схватки двух отрядов: “…столкнулись на поле смерти люди…, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары…, разъехались нравственно искалеченные”.
Но впереди народ ждало самое страшное испытание. Волна кровавого братоубийства набежала на Дон. И вновь мы видим толстовский взгляд на войну: справедливой может быть только освободительная война. Однако Шолохов уверен, что никакие кровавые схватки не уничтожат нравственные ценности, которые веками складывались в народе. Пантелей Прокофьевич не пускает к себе в дом Митьку Коршунова, убившего семью Кошевого. Эта же мысль присутствует и в народных сценах. Вспомним XXIV главу третьей книги. Большевики решают раздать беднякам имущество арестованных казаков, но “толпа покатилась к выходу, как просыпанная дробь… Кошевой шепнул Ивану Алексеевичу:
— Я говорил — не будут брать”.
Михаил лучше знает нравы гордых казаков, которые не желают брать чужое добро.
Как и в романе “Война и мир”, Шолохов в центр “Тихого Дона” помещает семью, пример человеческой общности, начало всей жизни. Но как трагически отличаются судьбы Ростовых и Мелеховых в годину тяжелых испытаний! 1812 год сплачивает героев Толстого, они вместе переживают и отъезд из Москвы, и пожар, ярким пламенем заалевший над ее небом, и гибель Пети. Гражданская война уничтожает уклад жизни Мелеховых: погибает Петр, кончает жизнь самоубийством Дарья, умирает Наталья, изменив своему материнскому предназначению. Семья становится тем сюжетно-композиционным центром, в котором отразились взгляды М. Шолохова на братоубийство.
Лучшие герои Л. Толстого напряженно ищут смысл и назначение жизни. Автор “Войны и мира” вошел в историю мировой литературы как блестящий мастер психологического анализа, позволяющего воссоздать “диалектику души”. Эту же цель преследует и наш великий земляк. Вспомним сцену похорон Аксиньи, когда Григорий увидел перед собой “черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца”. Какой выразительный художественный прием передачи внутреннего потрясения героя, потерявшего в этой войне все: мать, жену, любовь, дом!
Из книг я узнаю, что первоначальный замысел “Войны и мира” предусматривал одногеройную композицию, от которой Толстой отказался.
Шолохов, казалось бы, придерживался иной схемы: в центре романа находится образ Мелехова. Однако я не вижу здесь каких-либо противоречий. Мне кажется, что своеобразие “Тихого Дона” как романа-эпопеи в том, что главный герой и народ здесь являются равновеликими образами. Судьба Григория — это отражение судьбы народа. Поэтому ему не надо, подобно Андрею и Пьеру, искать путь к народной правде.
Величие романа М. Шолохова в том, что он, подобно бессмертному произведению Толстого, объял весь мир с его законами, конфликтами, людьми и событиями. Конечно же, различие эпох, самобытность таланта, идейные позиции определили своеобразие художественных манер. Однако я считаю, что “Тихий Дон” — это вершина романных поисков в литературе XX века. Именно это и роднит его с “Войной и миром”, произведением, вобравшим в себя все темы, проблемы, идеи бессмертной русской литературы XIX века.