Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — «лицо трагическое». В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощушает — умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.
Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с «отцами», с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.
Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он — барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.
С особенной силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти… Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Мы слышим откровенные его признания: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!»
Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер «накануне», так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг…» — справедливо заметил Д.И.Писарев.
Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.
Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о «равнодушной природе», не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.
Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.