Михаил Булгаков жил в очень интересное, странное и многим непонятное время. Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, становление и развитие тоталитарной системы.
Все, что видел, о чём думал и переживал Булгаков, воплотилось в его произведениях. Соединяя древнюю историю, фантастику и реальность, он показывал все стороны жизни в тоталитарном государстве, судьбы людей из разных слоёв общества в стране бездумного следования противоречивым лозунгам, в стране доносов.
Судьба человека зависит, прежде всего, от самого человека и от ряда внешних факторов. Главный из них — условия той сферы, в которой находится человек. В условиях тоталитарного государства судьба большинства людей трагична. Такой вывод делает М. Булгаков в своих произведениях («Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Белая гвардия», «Собачье сердце»).
Судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — пример трагической судьбы мечтателя в тоталитарном государстве. Мастер — образованный, высоконравственный человек. Беден его материальный мир, но очень богат мир духовный. Роман, который создаёт Мастер, написан на библейский сюжет. Роман, излагавший мысли, несоответствовавшие официальной точке зрения, был признан антисоветским. На создателя романа посыпалась критика, угрозы, донос, в результате Мастер становится душевнобольным.
Герой романа Мастера — Иешуа — странник, проповедник христианских идей. Римская империя, в которой живёт Иешуа, тоже тоталитарное государство, оно похоже на то, в котором живёт Мастер, разница лишь во времени. Иешуа — умный, начитанный человек, цельная личность. Он не боится открыто проповедовать своё учение: все люди добрые, настанет царство истины. Его жизненная позиция не такая, какую проводит в жизнь духовенство и власть кесаря. Под страхом смерти Иешуа не отказывается от своих убеждений. За это его распинают на кресте.
Понтий Пилат — второй герой романа Мастера — представитель власти кесаря. Ему приходится решать, как поступить с Иешуа. Человек умный, образованный, он видит в страннике большой ум, понимает его мысли. Пилат колеблется: с одной стороны он хочет спасти Иешуа, с другой — он боится кесаря. В конце концов чиновник и карьерист побеждают: Пилат отдаёт приказ о казни проповедника. Но прокуратора ждёт страшное возмездие: навечно у него будет отнят покой, ему суждено вести бесконечные беседы с Иешуа на лунной дорожке и мучиться от сознания своего преступления.
Судьба Ивана Бездомного — это судьбы миллионов людей, пошедших за большевиками. Людей, которые верили в хорошую жизнь, которую принесут большевики, которые со спокойной душой отправляли людей на Соловки и писали доносы, за то, что человек думал и говорил не то, что нужно советской власти.
Трагедия профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» в том, что всю жизнь он будет одинок. Он понимает, что творится в России (полный хаос, разруха, голод), но не принимает этого. Профессор отгораживается от жизни деньгами, у него нет единомышленников, людей, думающих, как он, но профессор и не пытается найти их. В результате — он одинокий, возмущающийся старик, которому приходится приспосабливаться к новой власти.
Приход к власти большевиков, становление тоталитарной власти принесли в страну хаос — это показал Булгаков в повести «Дьяволиада». Герой повести — делопроизводитель Короткое, он состоит на штатной должности в Спимате. В один прекрасный день 1921 года зарплату работникам Спимата выдали не деньгами, а спичками, а на следующий день на обеде начинается кавардак: меняются люди, меняются должности, увольняют Короткова. Тот хочет добиться правды, едет в бюро претензий. Пока делопроизводитель бегает в поисках этого бюро, с ним происходит много всяких несусветностей. Во всех учреждениях царит хаос, люди бегают и ищут сами не зная чего. Когда Коротков начинает возмущаться, его обзывают преступником, бандитом, разбойником и т. д. Коротков убегает из бюро, за ним — погоня с криками и револьверами. Делопроизводитель кончает «жизнь самоубийством.
Итак, тоталитарное государство всецело подчиняет себе человека, независимо от ого социального статуса. Диктаторский режим способствует нравственному искажению личности, если же система не может сломать человека, она его уничтожает (как случилось с Иешуа). Тот, кто восстает против установленного порядка, кто жаждет быть духовно свободным, либо вынужден замыкаться в одиночестве, как профессор Преображенский, либо, не выдерживая давления общества, сходит с ума, как Иван Бездомный.
Становление тоталитарной системы сопровождается хаосом, диким, жестоким, сметающим всё на своём пути. Трагедия в том, показывает Булгаков, что чёткие ценностные ориентиры перестают существовать, всё встаёт с ног на голову, и обыкновенный, «маленький» человек обречён на гибель, если он не сумел приспособиться к новой морали, не воспринял новые идеи полностью и бесповоротно.
Без подлинной свободы невозможно полноценное развитие человека как личности. Показывая трагические финалы своих героев, вскрывая причины, приведшие к этим финалам, Булгаков предостерегает общество от повторения ошибок прошлого, говорит о необходимости создания таких условий, в которых человек сможет стать настоящим Человеком.