Вы находитесь: Главная страница> Лесков Николай> Трагическая участь народных талантов (по сказанию Н.С. Лескова «Левша»)

Сочинение на тему «Трагическая участь народных талантов (по сказанию Н.С. Лескова «Левша»)»

Н. С. Лескова считаю первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не с помощью романа, а совокупностью произведений малого жанра — рассказов и повестей. Он писал и о трагической участи талантливых людей из народа, которые из-за невостребованности не смогли принести пользу своей родине и прославить ее. Именно эту проблему затрагивает писатель в сказке «Левша».
У «Левши» Н. С. Лескова удивительная литературная судьба. Появившись в печати, произведение сразу приобрело популярность, а вот критика встретила его неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу».
Между тем «Левша» придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы «народные» словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Русского мужика называют «молчаливым народом». У Лескова он заговорил.
«Левша» — невеселое повествование, в нем как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху «без мелкоско- пов», учившиеся «по Псалтырю и Полусоннику». Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует. Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет «без бойла», завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский «секрет», которого не открыли ни цари, ни генералы.
А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него «тугамента». Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, «Левша уже кончался, потому что у него затылок о парапет раскололся». И, умирая, открыл «секрет»: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! Но не дошел важный «секрет» до государя. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову оттого, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед иностранцами, сказал англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Ирония и сарказм Лескова горьки. Писатель хочет понять, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется.
И не находит ответа.