Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Трагическое в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»

Сочинение на тему «Трагическое в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»»

Долгое время роман Шолохова «Поднятая целина» воспринимался и трактовался как достаточно светлое, оптимистическое и даже жизнерадостное произведение. Однако время заставило посмотреть на произведение с иной точки зрения. И сегодняшний читатель может воспринять этот роман как трагедийный.
Прежде всего Шолохов ярко показал трагичность того положения, в котором оказалось крестьянство уже в начальный период коллективизации. Решение коренных проблем народной жизни дается в произведении в достаточно страшной, даже драматичной атмосфере. Все в этой жизни предстает сдвинутым, извращенным, перевернутым. По сравнению с «Тихим Доном» в «Поднятой целине» перестали звучать песни казаков. Создается такое впечатление, что хутор утратил свою прежнюю поэзию, а душа народа в нем замерла.
Рассказывая предыстории своих героев, Шолохов уже вводит драматические обстоятельства. Так, воспроизводя в пятой главе историю Разметнова, Шолохов рассказывает о трагическом потрясении Андрея, который узнает на перевязочном пункте о том, что белые казаки, мстя ему за уход в красные, изнасиловали его жену. Это стало известно всему хутору, и его Евдокия, не снеся черного позора, наложила на себя руки. Вскоре умирает и ребенок, бесконечно дорогой для Андрея. А затем эта картина усугубляется плачем матери Андрея по мертвым: «И, родимый ты мо-о-й! Закрыпись ее ясны гпа-зоньки!».
Но у Шолохова трагичным оказывается не только прошлое, но и настоящее в жизни казаков. Особенно проявляется это в сценах раскулачивания. С большой жестокостью происходит изъятие собственности у Тита Бородина, бывшего красного партизана, а также раскупачивание Фропа Рваного, Лапшинова и других. Семья Гаева с одиннадцатью детьми была лишена крова, имущества, пропитания и выспана из хутора. Андрей Разметнов ясно понимает, что совершается неправое и жестокое дело. При этом ни Давыдов, ни Нагульнов угрызений совести не испытывают.
Яркое выражение трагическое попучает в эпизоде убийства бедняка Хопрова. Заподозрив в нем доносителя, Половцев ведет Островнова и Тимофея к этому казаку. Они идут с топором вопчьей цепью, след в след. Сначала Половцев ударяет хозяина дома обухом выше переносицы, потом подушкой придавливает лицо жены Хопрова и растягивает женщине рот. Наконец, тот же Половцев бьет Хопрова острием топора и рубит ему голову.
Далее мы видим, как все время нарастает драматизм событий. Приходит решение о выселении кулаков за пределы края, и бывший есаул, лишившись своей опоры, гневно восклицает: «Рубить! Рубить! Рубить беспощадно!» Мне кажется, что не случайно Шолохов первоначально называл свой роман «С кровью и потом». Действитепьно, следя за цепью происходящих событий, мы убеждаемся, что они отмечены были постоянно льющейся кровью.
На этом общем фоне Шолохов раскрывает трагические судьбы своих главных героев. Прежде всего это касается Макара Нагульнова. Его трагедия, как мне кажется, заключается в разрыве между его мечтой и реальной действительностью, между ним самим и крестьянами, ради которых он. казалось бы, борется. Сделав в своей жизни правильный, по его мнению, исторический выбор, он вступает в противоречие с человечностью, гуманизмом, стремясь достигнуть своей цели насилием, давлением и жестокостью. Он готов ускорить движение людей к счастью, своеобразно им понятому, при помощи оружия и угроз. Для его практики характерны многие приемы, применявшиеся в обстановке культа личности. Так, Бородина он препровождает в ГПУ, объявляя Тита «контрреволюционным гадким элементом». Нагульнов наганом угрожает крестьянам при засыпке семян в амбар. Он запирает пришедших к нему хуторян и заставляет Банникова писать расписку в том, что тот является «контрой скрытой». На делегацию верующих стариков, просящих разрешения помолебствовать на полях, он воздействует угрозами и запугиванием, обещая выехать следом за ними с пожарной командой и полоскать их из насосов, а попа, «волосатого жеребца», он обещает при народе остричь овечьими ножницами.
Но трагическое противостояние Нагульнова обнаруживается и в сфере личной его жизни. Во имя мировой революции он аскетически отрицает семью, разрывает отношения с Пушкой, хотя беззаветно любит ее и страдает от этого разрыва. Но, с другой стороны, Нагульнов сам часто оказывается жертвой обстоятельств, рожденных культом личности. На него косится районное начальство, предупреждая об «углах». Давыдов угрожает ему за несогласие со статьей Сталина, которую Нагульнов признал «неправильной». Да и сам Нагульнов ощущает себя уже раздавленным: «Товарищ Сталин написал, а я, то есть Макар Нагульнов, брык! — и лежу в грязи ниц лицом, столченный, сбитый с ног долой». Но дело этим не ограничилось. Герою приклеивают всю тяжесть ошибок и затем исключают из партии, без которой он не мыслит своей жизни. Несправедливое отлучение Макара от партии становится для него новой трагедией. Особенно ярко она раскрывается в красноречивой сцене у могильного кургана, где Нагульнов готов пойти на самоубийство.
Раскрывая историю другого героя, Майданникова, Шолохов показывает драматизм состояния крестьянской души. Кондрат ощущает, что вынужден утратить коренные качества крестьянской натуры. Любопытная деталь: прощаясь со своим быком, он глядел «в черные провалы темноты», словно ощущая всю бесперспективность своей дальнейшей жизни.
Но Шолохов не ограничивается этим. Он вводит в роман ряд трагических эпизодов, связанных с коллективизацией. К их числу относится «бабий бунт», когда женщины избивают Давыдова, арестовывают Разметнова и расхищают бесценное семенное зерно. В этой сцене Давыдов ощущает свое противостояние крестьянской массе, которая готова его убить.
Нельзя не обнаружить в романе концентрацию человеческих смертей. За восемь месяцев жизни в Гремучем Логе скончалось 11 человек, многие из которых были убиты. Кроме того, в произведении упоминается о смерти еще более 20 человек. Все это говорит о какой-то изломленности жизни. Быть может, наиболее яркими эпизодами ожесточения нравов, проявления изуверства становится убийство Островновым своей собственней матери. Этот эпизод вызвал во мне содрогание.
И, наконец, финал романа, который тоже является трагедийным. Здесь нарисована гибель центральных героев книги -Давыдова и Нагульнова. Большое горе охватывает всех хуторян. Как живых, я вижу Разметнова с трясущимися губами, Майдан- никова со склоненной головой, опечаленного деда Щукаря. Мотив грозы, звучащей в концовке, напоминает о кровавых схватках и потрясениях, пережитых хутором.
Мне кажется, что глубоко оправданным стало определение, которое дал «Поднятой целине» французский писатель Жан Катала, назвавший книгу Шолохова романом-трагедией.