Лучшие произведения М. А. Булгакова стали известны читающей публике спустя много лет после его смерти. Тоталитарный режим наложил фактический запрет на публикацию произведений писателя, в которых он сатирически изображал как социалистическую действительность, так и тех, кто пытался насильственным, «революционным» способом изменить жизнь. Одним из наиболее известных произведений Булгакова является повесть «Собачье сердце».
Сюжет повести, несмотря на то, что в него входят фантастические элементы, прост. В ней рассказывается о том, как знаменитый ученый, проводя эксперименты по омолаживанию, пересаживает собаке гипофиз человека. Однако основное внимание в произведении уделено тому, что в результате получилось из «очеловечивания» животного.
Кроме достаточно прозрачного сюжета, повесть отличается и предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения с виду незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
«Рабская наша душа, под лая доля!»—думаетувязавшийся за шикарным господином в шубе бездомный пес Шарик. За кусок краковской колбасы рабская душа готова лизать туфли, отгонять «всякую рвань, шляющуюся по Пречистенке» (не дай Бог, конкуренция!), не забывая при этом сохранять несчастный вид, чтобы жалость к нему не пропадала. Продажность и рабство—самые яркие люмпеновские черты — видны у пса с самого начала. Зачем свобода, когда есть много еды? «Что такое воля? Так, дым, мираж, фикция». А у ошейника, оказывается есть столько преимуществ! «Ошейник — все равно что портфель». Это первая часть материала, из которого профессор Преображенский принимается создавать нового человека. Вторая — это Клим Чугункин, подворотный пьяница, в отношении «подлости души» мало чем «отличающийся от собаки Шарика. Онточно также, как и пес, принял бы нового хозяина в лице новой власти (как принял бы любую другую власть), и быстренько научился «думать по-новому». К тому же ему бы в этом с удовольствием помогли Швондер и прочие «товарищи». В результате на свет появляется гомункулюс без рода и племени, без уважения к культуре, чужой личности, труду других людей. Первые произнесенные им слова — ругань, первое отчетливое слово — «буржуи». А потом — уличные выражения: «не толкайся!», «подлец», «еще парочку», «слезай с подножки» и прочее. Из возможных культурных развлечений Шарикову нравится только цирк, а театр он считает «контрреволюцией». Перед нами во всей неприглядности встает философия «новых хозяев жизни» — пролетариев: «грабь награбленное», «взять все и поделить», а то «один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».
Изображая в своем фантастическом сюжете злоключения профессора и деяния явившегося на свет «нового человека», Булгаков с горечью повествовал о трагедии всего русского народа, попавшего по невежеству и темноте под влияние швондеров.
«Дикий мы, темный, несчастный народ», — запишет Булгаков с горечью в своем дневнике. И далее: «… Квартиры, семьи, ученые, работа, комфорт и польза — все это в гангрене. Ничего не двигается с места. Все съела советская канцелярия, адова пасть. Каждый шаг, каждое слово советского гражданина — это пытка… Во всем так».
В своем письме Сталину Булгаков писал, что он предпочитает не «Великую Революцию», а «Великую Эволюцию», то есть постепенное, поступательное движение вперед, без скачков и насилия над естеством. По его глубокому убеждению, невозможно изменить человека в одночасье, нельзя из вчерашнего раба и пьяницы сделать вдруг сознательного пролетария, строителя светлого «завтра». Любая попытка произвести такой эксперимент приводит к тому, что повсюду начинается «разруха» — прямое следствие смятения, царящего в головах.
Булгаков предвидел, что трагические события в России развернутся с еще большей силой. Одним из первых он увидел, что невежественная, одурманенная часть народа легко может быть использована как орудие насилия в интересах той или иной политической группы.
В повести все кончается благополучно: в результате «обратной» операции Полиграф Полиграфович снова превращается в пса Шарика, который прочно обосновывается в Обуховском переулке. Лежа в кухне, он, как прежде, наслаждается ее запахами и думает о том, как ему «свезло». К сожалению, в реальной жизни все было не так…