Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы, Михаил Александрович Шолохов в своем рома- не-эпопее «Тихий Дон» оставил нам «историю революции и гражданской войны в лицах». Он не был сторонним наблюдателем и безучастным летописцем, «к добру и злу внимая равнодушно». Шолохов — убежденный сторонник революции, красноармеец, комсомолец, ЧОНовец, может быть, и лихой рубака. И причем юный Шолохов на тот момент — самый безжалостный враг белого движения и всего старого мира, из которого он вышел. Но, тем не менее, объективность писателя и сила правды в его повествовании таковы, что Шолохов ни разу не опускается до изображения карикатурных образов своих врагов. Прекрасна и великодушна позиция великого писателя — у достойных победителей не может быть недостойного противника.
Литературные образы романа представляют собой целую галерею ярких типажей из всех сословий и слоев Российской империи, но основное внимание писатель уделяет казачеству, история безвозвратной гибели которого составляет основную идею эпопеи «Тихий Дон». По художественному мастерству и важности описываемых событий эта книга Шолохова навеки вошла в сокровищницу мировой литературы как неповторимый русский эпос 20-го века.
Вместе с тем «Тихий Дон» повествует и о крушении старой культуры и всего жизненного уклада тысячелетней России, после которого она навсегда теряет национальную самобытность и превращается в «интернациональное» образование СССР, после краха которого постсоветская Россия переходит в разряд стран третьестепенной важности с неопределенным национальным статусом в ней русского народа. Поэтому значение эпопеи Шолохова только возрастает с падением численности русских в результате ускоренного вымирание самого крупного народа в новой России третьего тысячелетия. «Тихий Дон» дает нам возможность взглянуть на коренные причины, которые привели к самоистреблению русских в братоубийственной гражданской войне и к семи последующим десятилетиям прямого геноцида русского народа, вымершего в лагерях, коммуналках и «неперспективных» деревнях.
Казака Шолохов подает в неразделимом противоречии: он свободен от налогов, но угнетен на службе, у него много земли, но мало прав на участие в управлении государством. Полутысячелетняя казацкая «вольница», уничтоженная в законодательном порядке только к 19-му веку, еще давала себя знать в пережитках бунтарского духа и вольнолюбивых песнях. Все без исключения народные восстания прошлых веков не обходились без участия казаков, а самые кровавые из них — «смутное время» после смерти Бориса Годунова, «воровство Стеньки Разина» и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева — стали примерами разгула «казацкой» стихии, основными чертами которой были повсеместные грабежи мирного населения, поджоги богатых домов, массовый угон скота и захват заложников, то есть попросту работорговля.
Молодой казак Григорий Мелехов, и без того горячий от природы, чутко отзывается на любое подстрекательство против властей. Чего стоит один только его бунт в госпитале перед Великим князем со свитой, который хочет вручить герою заслуженную награду. То есть Григорий Мелехов, подобно сподвижникам атамана Разина, не отождествляет себя с государством Российским, а отстаивает свою вольницу, которая выражалась в 17-м веке девизом: «Ни с Москвой, ни с Варшавой, ни с Истанбулом».
Казацкая душа для большевиков, возмутителей порядка и разрушителей древней государственности, представляла собой самую благодатную почву, куда они сеяли семена будущей смуты. Этот подсознательный путь к былым казацким вольностям и особым правам на территории региональных Войск казачьих, собственно говоря, вел прямо к расколу единства России. Увековеченное в умах деление на «русских» и «казаков» позволяло белоказакам охотно примыкать к любым интервентам, которые помогали им в борьбе против «русских» большевиков. Третий путь казаков в русской революции, как показывает нам Шолохов, завел их в тупик. Истребил казачество как сословие и как возможную молодую нацию. Предательство общенациональных интересов очень дорого обошлось всероссийскому казачеству: жалкие опереточные сборища русских казаков 21-го века больше напоминают военно-историчес- кие клубы, чем полнокровные общественные организации.
Настоящие казаки остались только на страницах великого романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», который представляет собой величественный памятник былому могуществу Великой России и немой укор всем нам живущим, ни к чему не способным потомкам, которых нельзя даже назвать наследниками великой русской культуры.