1. Традиционное значение белого цвета и его трансформация в поэме.
2. Красный цвет.
3. Поэтика черного цвета.
4. Образ ветра.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни…
А. А. Блок
В поэзии А. А. Блока очень большое значение имеет цветовая символика. Главные цвета для Блока — белый и красный. Они и их оттенки появились уже в первой книге, в «Стихах о Прекрасной Даме». Рассмотрим же традиционные значения этих цветов и то, какой смысл они обретают в творчестве поэта. Белый цвет относится к ахроматическим (неокрашенный) и нейтральным, это традиционный символ чистоты, невинности, святости. Белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален. Уже в древности белый цвет выделяли особо — вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Древние толковали белый цвет как символ всяческого блага, радости, чистоты, здоровья, приумножения потомства, мира, согласия. Это самый светлый цвет — цвет одежд небесных богов, святых, праведников, знак очищения и приобщения к добру. В древности воду называли белой, потому что белый цвет связывался с теми благами, что дает вода. Это символ безгреховности, безмятежности. Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Теперь это символ божества во всех религиях мира. Белый означает радость, веселье духа, традиционно противопоставляется черному как цвету злых сил.
В поэзии начала XX века белый — самый употребляемый цвет. В нем поэты видят мистическую неопределенность, полную возможностей, которым не суждено сбыться. Считается, что белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. «Белый свет» обычно противопоставлен «тому свету».
У А. А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, — означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег — это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный.
Есть предположение, что красный цвет был первым, замеченным людьми. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. У русских крестьян XIX — начала )0< веков свадебный наряд был красным. Традиционные значения красного цвета — это любовь, страсть, тепло, радость, мощь. Красное в народной культуре противопоставлено белому как не белое, окрашенное. Это цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и в то же время цвет потустороннего мира. Красный цвет использовался в древности как оберег, символ жизни, здоровья. Считалось, что он защитит от змеи, мышей, волка, отгонит злых духов и непогоду. Он связан с огнем и кровью, его значение проявляется в словах «красивый, ценный, прекрасный, парадный». «Женщины в красном» по народным поверьям — вестницы несчастья. В противопоставлении сочетаний цветов красный с белым означает жизнь, свет, здоровье, а черный с желтым — смерть, тьму, болезнь. Красный цвет имеет и негативные значения — смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы. В XX веке красный цвет стал цветом революции, обновления. Кубисты, супрематисты, футуристы выделяют его как цвет силы, энергии, мужества, ярости, воинственности. Писатели и поэты видят в красном пророческий символ. А. Белый видит в нем гиену огненную, Максим Горький — кровавую расправу. У А. А. Блока красный — цвет «горения», пожар революции. «Белое» и «красное» в поэме «Двенадцать» — это, по утверждению критиков, дуализм Космоса и Хаоса, Пути и Беспутства, Бога и Дьявола, Христа и Антихриста. Они уравновешены и воплощены в загадочной, призрачной фигуре, Исуса Христа в белом венчике из роз (белое, красное), идущего по кровавому снегу (красное, белое) впереди заснеженных красноармейцев (белое, красное). Поэма, долгое время воспринимавшаяся как революционная, имеет более глубокое значение. Мы видим Христа, который ведет за собой двенадцать апостолов под кровавым красным флагом. Но не значит же это, что он освящает террор? Но это поэма более религиозная, чем революционная, и символический «белый венчик из роз» — это мистическая белая роза, святая кровь. Блок соединяет в одно белое и красное, святость и кощунство. Неудержимая стихия, выразившаяся также и в карнавальной стилистике поэмы — вот что выражает в поэме красный цвет. Красный флаг — это символ победного конца и кровавого настоящего. Черный цвет воспринимается чаще всего негативно — это символ зла, в противоположность белому — цвету добра. Он символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость. Древние индусы связывали черный цвет с состоянием угнетенности. Это цвет темноты, печали, смерти, скорби, траура. Он символизирует отказ, полное отречение или неприятие, пустоту, хаос, отсутствие цвета, идею небытия, исчезновения. Революционный Петербург Блок изображает как расколотый надвое мир, противостояние черного и белого. Черным цветом в поэме Блока окрашены ветер, небо, «черная, черная злоба в груди», ремни винтовок. Все три цвета в поэме отражают время. Черный цвет — цвет черного прошлого, красный — это кровавое настоящее и белый — это светлое будущее. Надо заметить, что поэму Блок написал, уже осмыслив революцию, а не по горячим следам. Воссоздав атмосферу революционного Петербурга, он наполнил поэму яркими образами. Один из них — образ ветра. Это символ революции, сметающей все на своем пути, символ перемен, урагана, сносящего все старое и несущего новую жизнь: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! ...Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»... В своей статье «Интеллигенция и революция» Блок говорит о революции как о стихии, вихре, снежном буране, готовом поднять мировой циклон — «раздуть мировой пожар». Ветер хлещет представителей старого мира — попа, старуху, буржуя: Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Богатая система образов и символов позволяет автору показать переход от хаоса прошлого к гармоничному будущему. Он видит в этом истинный смысл революции. Лирический герой Блока приветствует революцию, сам же поэт относится к революции больше как к мистическому событию, нежели историческому. Борьба нового мира со старым несла трагические последствия, но многое, в том числе и цветовая символика поэмы, говорит нам о том, что поэт считал это закономерным и необходимым ради будущего.