Модернизм заявил о себе как новое искусство, творящее действительность. Федора Сологуба можно отнести к представителям символистского течения: в его произведениях изобилуют символы, и порой за достаточно строго реалистичной картиной мира возникает нечто мистичное. Ничего удивительного, что Федор Сологуб в своих произведениях сотворил свой собственный мир — мир романов Сологуба. Основные тенденции его творческой деятельности ярко прослеживаются в текстах произведения. В данной работе мне хотелось бы рассмотреть, как Сологуб переосмысляет действительность, на примере его произведения романа: «Мелкий бес». Роман «Мелкий бес» описывает мир как нечто мрачное, тяжелое для восприятия, населенное бездуховными и тупыми мещанами передоновыми, инфернальными существами вроде Недотыкомки.
Писатель так отзывается о своих произведениях и героях: «Я не был поставлен в необходимость сочинять и выдумывать из себя; все анекдотическое, бытовое и психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно «натуры вокруг себя». В самом деле, Сологуб видел вокруг вопиющую бездуховность, серость и в гротесковой форме отражал это на страницах своих произведений. Мрачное мировосприятие окружающей его действительности Сологуб объяснял следующим образом: «Возникая из великой тоски, начинаясь на краю трагических бездн, символизм, на первых своих ступенях, не может не сопровождаться великим страданием, великой болезнью духа. И так как всякое страдание, непонятное толпе, презирается и осмеивается ею, то и это страдание поразило презрительную кличку деканства. Но иначе как страданием и болезнью нельзя сделать никаких завоеваний в области наших восприятий». Именно это «страдание», описание болезни мира и порочности мироустройства можно назвать ведущим мотивом романа «Мелкий бес».
Выходов из мрака не существует. Возможно только отвлечение, временное стирание себя из мира мрачной пошлости, и заключается этот в какой-то мере иллюзорный выход, в красоте и природной естественности. Представителями «светлой» стороны в «Мелком бесе» являются красивый гимназист Саша Пыльников и Людмила. Саша Пыльников смуглый, стройный, с длинными ресницами, широкой грудью. Людмила окружена яркими красками и приятными ароматами благовоний. Сологуб же в красоте увидел выход из мрачного, демонического мира передоновщины. Но в «Мелком бесе» этот выход лишь назван — он не прописан. Красота не спасает героев од адского мира. Итак, на примере этого романа мы рассмотрели особенности мировосприятия и миротворчества Федора Сологуба. Восприятие реального мира у писателя достаточно мрачно, что в прочем, вполне объяснимо: творец многое пережил на своем веку, столкнулся с непониманием современников, с множеством потрясений. Он жил в эпоху перемен. А потрясения не могли не повлиять на его мировосприятие.