К циклу «Повестей Белкина» непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся «История села Горюхина» (1830-1831). Здесь писатель впервые полностью сосредоточивает свое внимание па жизни и быте крепостного крестьянства. Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянина Пушкин подчеркивает уже названием села — Горюхино (в течение долгого времени оно печаталось искажённо: Горохино), что, весьма вероятно, восходит к традиции самого яркого и резкого до появления радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» антикрепостнического произведения русской литературы XVIII в.- анонимного «Отрывка путешествия в *** И *** Т ***», в котором изображается скорбная жизнь некоей деревни Разореной.
Несомненным антикрепостническим духом проникнута и «История села Горюхина», которая, по замыслу Пушкина, должна была заканчиваться крепостным бунтом (реальным прототипом Горюхина было находившееся подле Болдина пушкинское сельцо Кистеневка, крестьяне которого приняли участие в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева). Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным запись помещичьего календаря; «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 — корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 — погода ясная. 9 — дождь и снег. Тришка бит по погоде». Подобные места придают нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной сарказма «Истории…» характер несомненной политической сатиры. Недаром манеру «смиренного» горюхинского летописца подхватил и блестяще развил в своей «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина «История села Горюхина» является началом того пути, который привел его к созданию «Дубровского», а затем «Капитанской дочки».
Изображение жизни и быта «маленьких людей» проникает и в стихотворное творчество Пушкина. Одновременно с «Повестями Белкина» и «Историей села Горюхина» Пушкин пишет шуточную повесть в стихах «Домик в Коломне» (1830, опубл. 1833), в которой смело вводит в область поэзии жизнь петербургской окраины, бесхитростный и простой быт ее обитателей — городских мещанских низов. В этой поэме «вся Коломна и петербургская природа живая»,- восторгался Гоголь.