Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Уроки истории по роману В. Чивилихина "Память"

Сочинение на тему «Уроки истории по роману В. Чивилихина «Память»»

Изучая предков, узнаем самих себя, без знания
истории мы должны признать себя
случайностями, не знающими, как и зачем
пришли в мир, как и для чего живем, как и к
чему должны стремиться.

В. Ключевский

Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет. «Весь в деда пошел», — говорят окружающие о младенце, которому без году неделя. Старые псковские фрески, буквы, выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания «давно минувших дней», очертания храмов — все это всколыхнувшееся прошлое заставляет думать о том, что былое не ушло.

История — грозное оружие! Разве не очевидно, что «империя зла» начала разваливаться под мощными ударами писателей, обратившихся к нашему прошлому: В. Чивилихина, А. Солженицына, Ч. Айтматова, В. Шаламова.

Литература 80-х годов обратила сознание народа к его историческому прошлому, рассказала ему, что он не ровесник Октября, а уходят корни народа вглубь веков.

В 1982 году был опубликован роман-эссе Владимира Чивилихина «Память», где писатель пытается «объять необъятное» и вспомнить все наше историческое прошлое. «…Память — это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее».

Нет возможности даже вкратце пересказать «Память». В центре произведения — русское героическое средневековье, когда было оказано сопротивление иноземным нашествиям с Востока и Запада, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо. Писатель приглашает нас прикоснуться к вещам, помнящим взгляды и руки тех, кто давно исчез. Рассматривая грубый каменный крест, напоминающий человека с раскинутыми руками, Чивилихин рассказывает о том, как грабительское войско степняков пришло к городу лесной Северской земли: «Не перед камнем стою, а перед глубокой многовековой тайной! Победоносное степное войско было сковано железной цепью организации и послушания, умело применяло осадную технику, обладало огромным опытом штурма самых неприступных твердынь того времени, руководилось поседевшим в жестоких боях главнокомандующим и — сорок девять дней штурмовало деревянный лесной городок, семь недель не могло взять Козельск! По справедливости, Козельск должен был войти в анналы истории наравне с такими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталинград».

Прямо по соседству с героическим древним Козельском — новелла о партизанской газете, отпечатанной в августе 1943 г. на* бересте: «Каждая буковка вдавилась, как в древних новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки типографской краской…»

Причудливы, непредсказуемы повороты повествования этого необычного романа. А сколько новых имен открыл Владимир Чивилихин любознательному читателю: декабрист Николай Мозгалевский, стихийный философ Павел Дунцев-Выгодский, поэт Владимир Соколовский, мыслитель-тираноборец Михаил Лунин, узник камеры-одиночки Николай Морозов.

Не может оставить равнодушным гимн писателя талантливости нашего народу. Чивилихин знакомит нас с великим, но малоизвестным ученым — Александром Леонидовичем Чижевским, основателем новой науки — гелиобиологии. Автор перечисляет труды ученого с мировым именем.

И снова читателя обжигает мысль: «… как же расточительны бываем мы, как беспамятны, как ленивы и нелюбопытны…»

А то вдруг начинает разворачиваться перед нами история сложных отношений гения русской литературы Гоголя и бывшей фрейлины императрицы Александры Смирновой-Россет, красавицы и умницы, воспетой Вяземским, Жуковским, Пушкиным. Или вдруг мы оказываемся вместе с автором в древнем Чернигове, городе, где сохранился архитектурный шедевр мирового значения — церковь Параскевы Пятницы.

Совершенно особую сторону книги «Память» составляют разнообразные споры, которые ведутся по ходу повествования, например: ставится вопрос, почему степняки избирали именно такой путь, а не иной? Вопрос не праздный, ибо за ним — ключевые проблемы отечественной истории, проливающие свет на законность владения теми или иными землями: «Ответ на этот вопрос помог бы рассеять множество исторических недоразумений, увидеть путаницу, разнотолки и ошибки в бесчисленных описаниях давнего лихолетья, расстаться с некоторыми наивными представлениями, застрявшими в нашей памяти с младых, как говорится, ногтей».

Автор книги воздает должное и тем, кто внес свою лепту в постижение родной истории. Так по ходу повествования воссоздан трогательный и прекрасный портрет Петра Дмитриевича Барановского, знаменитого московского архитектора-реставратора, делами и жизнью которого столица должна гордиться.

Октябрьская революция 1917 года принесла моду вольно обращаться с историей, в социалистическом обществе ей была отведена не объективная, а субъективная и подчиненная государству роль. Однако еще Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

А наш соотечественник, великий историк Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «История… расширяет пределы собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим…».