Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Уроки правды, совести и чести. По произведениям В. Астафьева

Сочинение на тему «Уроки правды, совести и чести. По произведениям В. Астафьева»

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Страшно признаться, но прав был Ф. Искандер, когда говорил: «Да, наше общество больно, и его надо лечить». Для этого нужен верный диагноз. Его пытались поставить в своем творчестве многие писатели. Это Ч. Айтматов, Б. Васильев, В. Распутин и многие другие. Они ищут ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жестокости? В чем высший долг человека?

Мое знакомство с творчеством В. Астафьева началось с рассказа «Людочка».

Почти в каждом провинциальном городе есть отдаленные, богом забытые уголки. Писатель подробно описывает гибнущий парк на окраине города. Гибнет он по вине людей, которые проложили через весь парк теплотрассу. Деревья не выдерживают соседства с горячими трубами и погибают. Вместе с бездушно-предательским отношением к природе, ко всему живому воспитывается в обществе и безразличие к человеку, к ценности жизни вообще.

Людочка только что закончила школу, сделала первые самостоятельные шаги. Тихая, неприметная, молчаливая, старательная, она оставалась нравственно чистой, и это было ее единственным богатством. Но при столкновении с жестокой действительностью она оказалась беззащитной. Не желая ежедневно окунаться в эту грязь, девушка решает погибнуть, чтобы выразить свой протест, возмущение, нежелание терпеть насилие, надругательство над собой. А эта компания никчемных, услужливо-трусливых парней из железнодорожного парка? Они напуганы смертью Людоч-ки, вот только надолго ли? Здоровые физически, они ущербны морально и не утруждают себя размышлениями о смысле жизни и своем месте в ней. Эта стая подонков живет по волчьему закону: «У сильного всегда бессильный виноват». Да и сила-то у них показная. Когда отчим Людочки решает расправиться со Стрекачом за загубленную жизнь девушки, вся компания, почувствовав сильного противника, трусливо разбегается.

Все случившееся с девушкой оглушает нас своей чудовищной жестокостью и несправедливостью. Зловонный поток канавы, наполненной всем, что «обременяло дом и жизнь человеческую», эти отбросы материальные, притягивают к себе отбросы общесува. Недаром рядом с разросшимся вокруг канавы дурнолесьем и дурнотравьем нашли себе пристанище стрекачи. Рассказ вызывает тягостное чувство. Писатель спрашивает себя, а заодно и своего читателя: «Зачем я помню это? Зачем история эта живет во мне и жжет сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?». Простая и горькая история Людочки жжет и мое сердце, но вместе с тем пробуждает и протест против всего, что отравляет нашу жизнь, подобно зловонной канаве в железнодорожном парке, лишает нас красоты и радости.

Продолжение темы нравственности, размышлений о болезнях нашего общества мы находим и в романе «Печальный детектив». Только здесь писатель доверяет «врачевание» нашего больного общества своему герою Леониду Сошнину. Когда книга готовилась к печати, явления, в ней описанные, получили настолько широкое распространение, что казалось, жизни не хватит для их искоренения. Рассказ «Людочка» кажется эпизодом, взятым из «Печального детектива».

Но в романе этих эпизодов собрано много. Они, как кошмарные сны, появляются в воспоминаниях Сошнина.

Опыт работы в милиции приводит к пугающему выводу: «Под нейлоновой рубахой и цветными трусиками, под аттестатом зрелости, под бумагами, документами, родительскими и педагогическими наставлениями, под нормами морали ждало и готовилось зло».

Поражает жуткое безразличие убийц к жизни человеческой, когда можно просто так, от скуки, мимоходом убить человека и спокойно, с удовольствием, не смыв крови убитых с одежды, есть мороженое.

Еще страшнее становится, когда знаешь, что «интеллигентные» родители запирают малыша в квартире в надежде, что он умрет. Может, писатель сгущает краски, втиснув в память милиционера слишком много таких случаев. Они вызывают состояние потрясения, шока. Но, кажется, именно этого и добивался автор. Ведь и Сошнин испытывает те же чувства. Он стремится узнать и правду о природе человеческой, увидеть места, где зреет, набирает вони и отращивает клыки, спрятавшись под кровом тонкой человеческой кожи и модных одежд, самый жуткий, сам себя пожирающий зверь. Сошнин хочет докопаться до причин, породивших преступников. Его занимает вопрос: почему человеческий опыт добра, правды, труда не может восторжествовать.

Ответ на этот вопрос все же присутствует в романе: в безнравственном обществе, живущем двойной, лицемерной жизнью, господствует двойная мораль.

В Вейске Сошнин благодарно тянется к своему подлинному наставнику — «типичному профессору», ученому, ректору пединститута Николаю Михайловичу Хохлакову. Тепло вспоминает он начальника отделения железной дороги Горячева. Восхищается мастерством хирурга железнодорожной больницы Григория Перетягина. В селах близ Вейска есть еще настоящие работники. Это и тесть Сошни-на Чащин, знаток «рукомесел», носитель народной мудрости игнравственности, это и боевой «механизатор широкого Профиля» Паша Силанова. С болью размышляет Сошнин о несбывшейся мечте Паши стать ученой. С грустью признается себ^Сошнин, что все они вынуждены жить за счет своих природных сил, рабочих навыков, не получая поддержки извне, как раз не благодаря, а вопреки установившимся общественными порядкам.

В романе герой часто с мучительной болью задается вопросом: что же происходит с человеком? А происходит нечто печальное — все чаще все мы чувствуем себя в этом мире одинокими. Вот и Сошнин. Если бы только бесхозяйственность и жулье не давали ему покоя. Натура честная, он пытается докопаться до самых истоков. Но все это вызывает непонимание и у жены, и у товарищей, и у сослуживцев. Люди пытаются отгородиться от всех собственными интересами и жить для себя. Но Сошнин так не может и бросает вызов одиночеству. Он хочет быть нужным людям и хочет, чтобы люди были нужны ему.

Астафьев наделяет своего героя Сошнина способностью и мыслить, и страдать. Трудно ему в этом мире. Кажется, что он чувствует себя как Геракл, сражавшийся с Гидрой: на месте каждой отрубленной головы у нее вырастает две новых. Но Сошнин находит в себе силы бороться со злом. После ранений он вынужден уйти на пенсию. Но это не означает, что он прекращает борьбу. Сошнин хочет рассказать о пережитом своему будущему читателю.

Неужели Сошнин — герой-одиночка? Мне бы хотелось, чтобы мои соотечественники, Люди в большей степени честные, я уверена в этом, стали смелее, серьезнее и нашли в себе силы бороться со злом.