Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Уж коли ты назвался нигилистом... (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение на тему «Уж коли ты назвался нигилистом… (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Е. Базаров: «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои…»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Девятнадцатый век… Он стал воистину «золотым» веком русской литературы.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов — эти имена известны всему миру. Пожалуй, по своей значимости XIX век русской литературы можно сравнить лишь с эпохой Ренессанса в Италии или расцветом немецкой философии.
Произведения писателей XIX века — классика, отразившая реалии своего времени и поставившая вневременные вопросы.
Я ничуть не умаляю достоинств других произведений, но роман «Отцы и дети», по-моему, — наиболее точное отражение разногласий двух поколений середины XIX века. С самого начала романа автор пытается во всем, даже в мелочах, противопоставить представителей двух поколений — «отцов» и «детей». Мы помним некое добродушие, с которым Николай Петрович Кирсанов встречает своего сына. Напротив, Базаров сразу же предстает перед нами человеком грубым, своенравным, не признающим никаких авторитетов. «Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу свое лицо… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Не правда ли, сразу же чувствуется прямой, твердый и непоколебимый характер этого человека? Автор с первых строк дает понять, что мы имеем дело с человеком, у которого сформировались свои взгляды на окружающий мир, свои принципы и нравственные нормы. Благодаря такой характеристике, мы понимаем: что-то должно произойти. Что же будет? Я, честно говоря, думал, что роман «Отцы и дети» — роман, в котором будет преобладать «дело», а не «рассуждения» (то есть будут какие-то бунты, дуэли и тому подобное), но этого в романе не увидел. Уже в пятой главе в центре внимания идейный спор — извечный спор «отцов»- консерваторов и «детей»-революционеров. Именно в этой главе мы впервые узнали о мировоззрении Евгения Базарова. «Он нигилист, — повторил Аркадий. — Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nigil, ничего, сколько я могу судить…
— Который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру…»
Вот он, Базаров — представитель нового поколения, взгляды на мир которого наиболее ярко выражены в десятой, ключевой главе, где происходит известный разговор Евгения Базарова с Павлом Петровичем. Павел Петрович, который по сути своей аристократ, никак не хочет мириться с тем, что у человека нет никаких идеалов, ничего святого:
«— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
-Все?
— Все.
— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров». Вот оно… В этих строках, по-моему, выражена суть мировоззрения Базарова. Так, значит, Базаров — революционер? Да, несомненно. Сам автор говорил, что слово «нигилист» следует понимать как «революционер». И, как все революционеры, Базаров хочет заменить отжившее, «старое» «новым», но его позиция, на мой взгляд, неразумная. Он хочет лишь смести все старое, а дальше — «это уже не наше дело… сперва нужно место расчистить». Я против этого. Я считаю, что разрушать что-либо можно лишь тогда, когда есть что представить взамен. Я против нигилизма вообще. Как можно жить без идеалов, без веры, без любви? Все мы люди и очень ра’зные, неповторимые, и даже Базаров, утверждение которого, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», я и вовсе не могу принять, потому что оно, мягко говоря, неверное. Да и сам Базаров приходит к тому же, полюбив Одинцову. В разговорах с ней он колеблется, он уже не может различить четкую грань, отделяющую его взгляды от всего остального. И, наконец, он полюбил, сам того не осознавая. Именно любовь к Анне Сергеевне поколебала некоторые принципы Евгения. Не случайно он говорит: «Может быть, точно, всякий человек — загадка».
Он умирает, умирает потому, что его любовь отвергнута, потому, что он одинок. Но умирает Базаров, как подобает человеку сильному, незаурядному: «Теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». Смерть человека. Но какая смерть! Писарев говорил: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг».
Базаров умер достойно.
Мне нравится Евгений Базаров, даже несмотря на то, что его идеи не вызывают у меня симпатии. Этот человек стоит в одном ряду с такими героями русской литературы, как Чацкий или Рахметов. Базаров — человек сильный, но мне его жаль.
И с грустью, тайной и сердечной,
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет…
М.Ю. Лермонтов
Я бы добавил: «Чего он хочет?! Что может доказать людям?» Но такие, как Базаров, нужны.
Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорил о Чацком, что такие люди нужны, но они одиноки и потому обречены. Эти слова в полной мере можно отнести и к Базарову.
Такие люди в истории России были всегда, есть они и сегодня.
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Н.А. Некрасов