Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> В. Шаламов: рецензия на рассказы

Сочинение на тему «В. Шаламов: рецензия на рассказы»

Широкому читателю проза Варлама Шаламова стала известна лишь в восьмидесятые годы XX века, когда писателя уже не стало. В ней — трагические страницы его биографии и истории нашей страны. Шаламову, прошедшему ад лагерей, хороню знакомы те ситуации, в которые он ставит своих героев. Поражаешься стойкости автора, его желанию остаться человеком в любой ситуации.

Шаламов старается наделить своих положительных героев чертами, которые сам больше всего ценит в людях. Так, например, в рассказе «Апостол Павел» мы видим чуткого человека, который щадит чувства отца и ire показывает ему письма, в котором дочь отказывается от нею. Лагерь не смог убить в рассказчике человека. А следователь из миниатюры «Почерк» платит простому «зеку» благодарностью в ответ на помощь: сжигает приказ о расстреле Криста.

Все герои Шаламова — люди разные: военные и гражданские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные. В них живет один лишь инстинкт — выжить во что бы то ни стало.

Комичной кажется нам сценка из рассказа «Утка», когда человек пытается поймать птицу, а та оказывается умнее его. Но постепенно понимаем всю трагичность этой ситуации, когда «охота» не привела ни к чему, кроме как к обмороженным навек пальцам и потерянным надеждам о возможности быть вычеркнутым из «зловещего списка». Но в людях еще живут представления о милосердии, сострадании, совестливости. Просто все эти чувства укрыты под броней лагерного опыта, позволяющего выжить. Потому не считается позорным обмануть кого-либо или съесть еду на глазах у голодных сотоварищей, как делает это герой рассказа «Сгущенное молоко». Но сильнее всего в заключенных — жажда свободы. Пусть на миг, но они хотят ею насладиться, почувствовать ее, а потом и умереть не страшно, но ни в коем случае не в плен — там смерть. Потому главный герой рассказа «Последний бой майора Пугачева» предпочитает убить себя, но не сдаться.

Названия произведений Шаламова коротки и лаконичны. В двух-трех словах автор пытается выразить всю суть момента, его идейную нагрузку. Как и названия, коротки сами рассказы. Они скорее напоминают миниатюры. Писатель старается изображать не динамику событий, а размышления человека, его страдания. Поэтому чаще всего Шаламов обращается к портрету героя. Автор дает описание только одной черты в человеке, которая помогает нам наиболее полно представить себе героя. Это может быть все, что угодно: почерк, трудолюбие или набожность.

Мне очень нравится мелодика звучания произведений Варлама Шаламова. Глаз не ранят шероховатости текста. Повествование ровно и гармонично, хотя в ткань произведения включены лагерные жаргонизмы. Язык разных героев индивидуален..Он соответствует их образованию и воспитанию. Это помогает нам полнее представить себе действующих лиц произведений. Порой удивляешься, как в нескольких словах можно так удачно описать героя, его проблему.

Мне очень жаль, что в свое время рассказы Шаламова не были напечатаны. Они бы смогли произвести настоящую революцию в стране. Но именно поэтому их и не издавали, а автора клеймили позором.

Однако «Колымские рассказы» не утратили своей актуальности и сейчас. Я считаю свое поколение неудачным экспериментом. Идеалы, на которых мы росли, уничтожены и растоптаны еще в нашем детстве. Мы — поколение, признающее только власть денег, готовое пойти за них на все. Ничего святого у нас нет, а потому мы смеемся над лагерными повадками, презираем привычки «зеков». Нас хватает на то, чтобы произнести: «Кошмар!», и через пять минут уже забыть о трагедии. В этом я вижу нашу огромную вину перед теми политзаключенными, что так и не вышли на свободу. Мне стыдно за смех над их мучениями, ведь не всякий может пройти дорогами лагерей. Поэтому я считаю, что произведения В. Шаламова должны занимать важное место в программе обучения современной молодежи для воспитания нравственности, духовности и человечности.