Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Военная проза 1950-60-х гг. («проза лейтенантов»)

Сочинение на тему «Военная проза 1950-60-х гг. («проза лейтенантов»)»

У ее истоков стоял роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Некрасов, сам пройдя войну офицером саперного батальона, смог
в художественной форме показать «окопную правду», в которой героями
были простой солдат, простой офицер. И победу одержали
простые люди — народ. Эта тема стала центральной в лучшей военной
прозе 1950-60-х гг.
Константин Симонов (1915-1979) «Живые и мертвые», «Солдатами
не рождаются» (1959-1971) — правдивая история о войне с первых
дней. В романах звучат вопросы: «Кто виноват, что в начале войны
было так много человеческих жертв?» «Кто виноват, что армия не
была в боевой готовности?»
В повестях Г. Я. Бакланова «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму
не имут» (1961) иЮ. В Бондарева — «Батальоны просят огня» (1957),
«Последние залпы» (1959), а позже в романе «Горячий снег» (1969)
о войне рассказана правда без прикрас.
В «лейтенантской прозе» очень ясно прозвучала тема судьбы и
нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой
смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный
выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть,
но остаться верным долгу. Название одного из романов Ю. Бондарева
так и звучит: «Выбор».
Константин Воробьев (1919-1975). Повесть «Убиты под Москвой
» (1963) написана очень эмоционально, но реалистично. Сюжет: рота
кремлевских курсантов под командованием стройного, подтянутого
капитана Рюмина была направлена защищать Москву. Рота солдат —
и оборона Москвы! Рота погибла, а капитан Рюмин застрелился — он
пустил себе пулю в сердце, как бы искупая свой грех за гибель
неопытных мальчиков.
Они, кремлевские курсанты, стройны, ростом — один метр сто
восемьдесят три сантиметра, все как на подбор, и уверены, что командование
дорожит ими, ведь они — особое подразделение. Но курсанты
«брошены» своим командованием, и капитан Рюмин ведет их
в заведомо неравный бой. Боя практически не было, была неожиданная
и ошеломительная атака немцев, от которой нельзя было нигде
спастись — сзади их «контролировали» войска НКВД.
Эпиграфом к повести послужили строки из стихотворения А. Т. Твардовского
«Я убит подо Ржевом», которое и названием, и страшным
смыслом перекликается с повестью К. Воробьева:
…Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам-все это, живые,
Нам-отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Произведения, восстанавливающие правду о войне, не могут быть
светлыми — сама тема не позволяет, их цель другая — пробудить память
потомков.
Повесть Б Васильева «А зори здесь тихие» (1969) о гибели девушек-
зенитчиц покорила сердца многих людей.
Несколько особняком стоит повесть В. А. Курочкина «На войне
как на войне» (1965), она светла и жизнелюбива, но в то же время
правдива.