Великий поэт «серебряного века» Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. Поэтому блоковская поэма «Двенадцать» многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной.
Поэма «Двенадцать» написана в 1918 году. Блок предупреждал, что его поэма — не политические стихи, а произведение, написанное сердцем. Поэтому нельзя ставить вопрос, как он отнесся к пролетарской революции, говоря в категориях «хорошо» и «плохо». «Эпиграф столетия» — так называют поэму исследователи, предлагая различные варианты ее прочтения. В конце 20 го столетия толкователи пытались прочесть поэму «от противного», доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако, так ли это?
Поэт живописал апокалипсис старого мира. Действующие лица нарождающегося нового — символичны. Александр Блок как бы рисует два пласта — видимый мир и мир духовный. И если в видимом мире красноармейцы с красным стягом никого не боятся и ни во что не верят, то в тонком мире они становятся жертвой.
Ритмика поэмы построена на смене музыкальных мелодий: боевой марш и бытовой разговор, старинный романс и частушка. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.
По моему, Блок как настоящий художник нарисовал реальную картину пролетарской революции, честно, болезненно, без фальши. Нельзя все привести к одному знаменателю! Борьба миров в произведении — это, прежде всего, борьба внутренняя, исповедь пророка, который заранее готовил себя к жертвенной гибели.