Вижу Русь.
Торжественно-сурово вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть, Сначала было «Слово», Это было «Слово о Полку…»
Л. Манзуркин
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев князя Игоря Святославовича, в котором он потерпел поражение и потерял войско. Для того времени война не была чем-то необычным. Князья сопредельных княжеств постоянно стремились таким путем увеличить свои личные владения, даже иногда призывая в союзники извечных врагов — половцев. Поражение Игоря — следствие главного бедствия Руси — недостаточного единства, слабости обороны от натиска степных кочевников. И главная идея «Слова» — призыв автора к князьям объединиться, дружно выступить против половцев.
Ингварь и Всеволод,
И все три Мстиславовича,
не худого гнезда соколы!..
Где же ваши золотые шлемы
и копья польские и щиты?
Загородите полю ворота
своими острыми мечами
за землю Русскую,
за раны Игоревы,
буйного Святославовича!
Автор одобряет войну против иноверцев. Да иначе и не мог бы поступать человек того времени, особенно если придерживаться версии о том, что автор был участником похода. Но иногда бывает, что художественное произведение начинает жить помимо воли своего создателя. Мне кажется, что это относится и к «Слову о полку Игореве»…
Например, как проникновенно рисует автор «Слова» битву дружины Игоря с половцами:
Бился день,
Бился другой,
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
Тут кровавого вина недостало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.
И эта беда произошла по вине Игоря, который, не прислушавшись к дурным предзнаменованиям, повел войско на гибель. Этим поражением он зачеркнул победы Святослава, который было установил мир на русской земле, «усыпил» половцев «грозою»,
прибил своими сильными полками и булатными мечами,
наступил на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги,
взмутил реки и озера,
иссушил потоки и болота.
Пусть косвенно, но Игорь виноват и в гибели Изяслава, сына Василькова, чью дружину тоже «крылья птиц приодели, а звери кровь полизали».
Грозным предостережением князьям, которые развязывают междоусобные войны, может служить судьба Всеслава — князя, из-за которого
У Немиги кровавые берега
не добром были посеяны —
посеяны костьми русских сынов.
Но и сам он, «хоть и вещая душа у него в храбром теле», не знал покоя, страдал от бед.
А в Путивле плачет по пленному Игорю Ярославна. Горе затмило для нее весь свет, а виной тому — война. Упрекает она и ветер, и солнце. Ей все равно, зачем ушел воевать ее лада; война любая приносит женам и матерям только страдания.
И сейчас, читая «Слово…», мы понимаем, что не только междоусобная война таит опасность для родной земли. Сейчас мир стал так тесен, что война в любой точке земного шара отражается на всех жителях Земли. В этом смысле автор «Слова…», призывавший князей сплотиться перед лицом общей опасности, был предшественником английского поэта Дж. Донна, гораздо позже написавшего: «Не спрашивай, по ком звонит погребальный колокол; он звонит и по тебе». Не развязывай войну — она унесет и твою жизнь.