Знакомясь с литературным движением 1801 -1815 гг., мы наблюдали борьбу литературных направлений и победу романтизма в этой борьбе. Романтическое направление литературы на два — три десятилетия становится господствующим. Однако в те же годы, хотя и на втором плане, шел процесс становления реализма. Этот процесс не прерывается и в следующий период. Но 1815-1825 гг. были временем бурного развития и больших успехов романтизма.
Самым значительным явлением в процессе становления реализма по-прежнему остаются басни И. А. Крылова, которые продолжают появляться в печати. Вслед за «Российским Жилблазом» В. Т. Нарежный создает реально-бытовые повести из жизни помещиков: «Аристион, или Перевоспитание» (1822), «Бурсак» (1824), «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (опубл. 1825). Но в своих повестях, как и в романе, Нарежный еще не становится реалистом в полном смысле слова.
Рядом с этими явлениями допушкинского реализма следует отметить успех жанра реально-бытовой комедии, изображавшей быт и нравы российского дворянства. Образцом здесь служили комедии Крылова, созданные в предыдущий период. Теперь, в 10-х годах, ставятся на сцене и появляются в печати комедии молодых драматургов — Н. И. Хмельницкого, А. А. Жандра, С. Н. Бегичева,- объединившихся вокруг А. С. Грибоедова и П. А. Катенина, ставших в оппозицию к консервативно-романтическому течению. Жандр и Бегичев стали близкими друзьями Грибоедова. Эту группу литературной молодежи объединили интересы к национальному театру, в особенности к комедии, задача создания которой была выдвинута незадолго до того И. М. Муравьевым-Апостолом. Молодым драматургам покровительствовал драматург старшего поколения, активный театральный деятель А. А. Шаховской, автор нашумевшей комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Отрицая условности «классического» театра, эти драматурги стремились отразить в комедии черты реального русского быта и особенности живой русской речи. Конечно, здесь еще не было того реализма, к которому через ряд лет пришел Грибоедов в «Горе от ума». Не было это и большой новостью в русском комедийном репертуаре после комедий Фонвизина и Крылова. Однако такие произведения, как «Говорун» (1817) Хмельницкого, «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818) Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого или «Студент» (1817) Грибоедова и Катенина, сыграли свою роль в подготовке русской реалистической комедии и заслуженно стали популярными, а иногда появляются на сцене и в наше время.
Между тем А. С. Пушкин, не оставляя жанра романтической поэмы, задумывает произведение, совсем иное по своим творческим принципам. В мае 1823 г. поэт начинает реалистический роман в стихах «Евгений Онегин». Формировавшийся в течение десятилетий русский реализм в этом произведении Пушкина принял совершенную форму. В феврале 1825 г. первая глава романа вышла в свет отдельной книжкой. Тем самым новый художественный метод занял свое место в литературе как метод, отличный от господствующего романтизма. Тот же художественный метод находит выражение и в другом важнейшем произведении Пушкина — реалистической трагедии «Борис Годунов» (1825). Яркой демонстрацией художественных принципов реализма явилась написанная в конце 1825 г. шутливая поэма «Граф Нулин» (опубл. 1828) — боевое выступление против романтиков с их односторонним утверждением «высокого» предмета и стиля поэзии. Реалистический характер приобретает и лирика Пушкина, богато представленная в первом собрании стихотворений Пушкина, вышедшем из печати на рубеже 1825-1826 гг.
В своих творческих исканиях Пушкин был не одинок. Его соратником в развитии реалистического направления литературы стал Грибоедов. В 1825 г. были напечатаны отрывки из комедии «Горе от ума».
Можно ли эти факты считать началом нового, реалистического направления в русской литературе? По этому вопросу в советском литературоведении существуют различные точки зрения. Возникновение русского реализма относят и к 20-м, и к 30-м, и даже к 40-м годам Каждое из этих мнений имеет известные основания. Так, формирование в 40-х годах «натуральной школы» явилось признаком усвоения литературой реалистического метода. Крупным событием в истории реализма стало появление в середине 30-х годов повестей и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но это были этапы развития уже сложившегося реалистического метода. Сам же этот метод сформировался к середине 20-х годов в творчестве Пушкина и Грибоедова, а в какой-то мере и Крылова. Именно в это время в русской литературе произошел крутой поворот — к реализму. Количественная незначительность «представителей» нового направления не имеет принципиального значения. Понятие литературного направления определяется не числом его участников, а его идейно-художественной самостоятельностью и своеобразием. Этому условию удовлетворяло творчество Пушкина, Грибоедова, Крылова. Время должно было показать, явилось ли действительно новым то, что внесли в литературу названные писатели. И время это показало. В дальнейшем творческие начала, заложенные в русской литературе Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, были усвоены и развиты Гоголем, Лермонтовым и многими другими писателями. Реализм превратился в широкое и мощное литературное направление.
В. Г. Белинский, в работах которого впервые было раскрыто историческое значение Пушкина, признал великой заслугой поэта обращение его к «поэзии действительности». Традиция Белинского легла в основу передового русского пушкиноведения. Высокая оценка Пушкина как поэта-реалиста и признание основополагающего значения его произведений для дальнейшего развития русского реализма составляют пафос лучших работ русских и советских пушкинистов.
Русский реализм сложился на основе литературно-художественных традиций и достижений прошлого. Здесь прежде всего нужно указать на основную линию развития новой русской, как и западноевропейской, литературы от классицизма к сентиментализму и дальше к романтизму, если иметь в виду прогрессивные тенденции этих литературных направлений. В поступательном развитии русской литературы, которая, как и всякое искусство, была отражением действительности в художественных образах, постепенно создавались предпосылки для возникновения реалистического художественного метода.