Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Время: его герой и антигерой (по комедии А. Грибоедова "Горе от ума")

Сочинение на тему «Время: его герой и антигерой (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)»

Комедия А. Грибоедова “Горе от ума” — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. Особенно следует отметить дату окончания работы автора над пьесой: это было в 1824 году — за год до восстания декабристов. Следовательно, комедия создавалась в те времена, когда молодые люди несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всякий дышит”. Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.
Комедия “Горе от ума” построена так, что о “веке нынешнем”, об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот “новый человек”, который несет в себе “дух времени”, идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда “чин следовал ему”. Чацкий и его сподвижники стремятся к “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, мечтают вперить в науки “ум, алчущий познаний”, жаждут “возвышенной любви”. Стремление Чацкого — служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Поэтому и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”.
Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы.
Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.
Но видит ли Чацкий своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, Молчалина и их окружение? Например, к Молчалину Чацкий не способен отнестись всерьез. А между тем это “жалчайшее” созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные Чацким слова (“Молчали-ны блаженствуют на свете”) оказались пророческими.
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Однако за три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.
Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.
Именно молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойдут “до степеней известных”, станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) “столпами” общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” — “умеренность и аккуратность”. Молчалины сделают все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения.
“Так! Отрезвился я сполна!” — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”.
После скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича Чацкого. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени. Ибо именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что этого лучшего можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.