Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Взгляд на коллективизацию и колхозную деревню в тридцатые годы и после XX съезда (роман "Две зимы и три лета" Ф. Абрамова и "Поднятая целина" М. Шолохова)

Сочинение на тему «Взгляд на коллективизацию и колхозную деревню в тридцатые годы и после XX съезда (роман «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова и «Поднятая целина» М. Шолохова)»

Коллективизация перевернула не только устои хозяйства, но и сознание человека, его мировоззрение. Россия была страной более аграрной, чем индустриальной, и в правительстве считали, что ни о каком социализме не может быть и речи, если сохранится собственность на землю. В 1928 году началось превращение крестьян в «сельскохозяйственных рабочих» (фактически в рабов), а деревень — в коллективные хозяйства.

Хотя роман М. Шолохова «Поднятая целина» и писался «по заказу», в поддержку коллективизации, книгу нельзя воспринимать односторонне. Любой спор, возникающий между единоличниками и колхозниками, оставляет в недоумении: кто же прав? Чувство сострадания вызывает раскулачивание Гаева, да и остальных тоже. Вполне понятны и сомнения крестьян, всегда проверяющих все на деле и их беспокойство о судьбе хлеба, который они «как от сердца оторвали». Естественно нетерпение выходцев, требовавших выделения себе старой, «мягкой» земли, которую они испокон века обрабатывали. Руководство района в погоне за «кривой» линией ЦК, да и сам Давыдов, присланный в Гремячий Лог для проведения коллективизации, требуют максимального выполнения всех директив, которые порой выглядят просто издевательством над людьми. Например, разрешение выйти из колхоза без инвентаря, зерна и скота. Да и как назвать происходящее раскулачивание, если уже нет кулаков? Все попавшие в эту категорию были просто крепкими, умелыми хозяевами, разумно воспользовавшимися правом на землю.

Но у Шолохова правыми оказываются сторонники колхоза и его руководители: выходцы воруют свой же, но теперь колхозный скот, Майданников доказывает безнадежность положения середняка, а сцена, когда бабы бьют Давыдова, не желающего отдавать им ключи, особенно выразительна. Главная причина недовольства, по Шолохову: в деятельности подпольной организации Половцева, готовящей восстание, дабы вернуться к старым порядкам. И даже природа поддерживает колхоз: «Сколь годов при единоличной жизни не было дождей вовремя, а ныне лило, как на пропасть!»

Роман «Две зимы и три лета» рассказывает о колхозной жизни почти двадцать лет спустя. Послевоенное время, не возвращаются с поля битвы отцы, братья, мужья. Тяжелая работа «на износ», голод… Колхозники получают хлеб, деньги, табак не за работу на земле, а за сплав леса. Осенью нагрянут за налогами. Если не сдал налог продуктом или деньгами, пеняй на себя: опишут имущество. Анфису Петровну, изо всех сил старающуюся, чтобы люди работали на земле хотя бы в страду, снимают с председателей. Ей противостоит первый секретарь Подрезов: «кого битьем, кого лаской гнет». Недовольство его приказами выливается на Анфису Петровну, все силы отдавшую тому, чтоб «было хоть что есть людям» в годы войны. Во время собрания, где снимали Анфису Петровну и назначали нового председателя, особенно ярко проявился один из пороков духовного мира современной деревни — страх: «После райкома не принято говорить». Люди боятся даже поблагодарить председательшу; боятся — и собирают деньги на налог. Боится и сама Анфиса, «заискивающе улыбаясь», когда Подрезов обращается к ней по телефону. От колхозной жизни у Егорши, Дуиярки и многих других исчезает радость труда на земле и, следовательно, любовь к ней. Уезжают из деревни люди, и тем больше труда и повинностей выпадает па долю оставшихся. Жизнь восемнадцатилетнего Михаила, «первого мужика деревни», — бесконечная работа в поле, в лесу, дома, у соседей. Восхищение его трудолюбием, силой характера, тем, что в таком тяжелом труде он находит радость, соседствует с чувством обиды за то, что такие, как он, в награду будут получать пинки от председателя. А единственным отдыхом от этого бесконечного труда для них будет баня. Михаил завидует «крылатым людям-богатырям» с газетных страниц и журнальных обложек и не подозревает, что истинный богатырь, колхозный Микула Селянйнович, — он сам, хлебопашец-лесоруб из Пекашина.

Роман Абрамова показывает, как под диктатурой людей, не понимающих и не любящих землю, все более «мельчает» деревня физически, а духовно она держится на редких, еще оставшихся в деревне, характерах.

Макар Нагульнов в «Поднятой целине» считает, что собственность — главный источник зла и что только при общественной собственности исчезнут все ее негативные стороны. Но в обоих романах мы видим, что собственность, воплощением которой является земля,— это и источник радости: как радовался теленку Майданников, как любят Пряслины свою Звездоню! И словно продолжение романов, как могильные памятники хлеборобству, стоят пустые деревни — результат «добровольного» обобществления.