Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Я хочу рассказать вам о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Я хочу рассказать вам о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

…что бы делало твое
добро, если бы не существовало зла,
и как бы выглядела земля,
если бы с ней исчезли тени?

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Я хочу рассказать вам о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он занимает центральное место в творчестве великого русского писателя. Я прочитала несколько произведений Булгакова, но более всего меня заинтересовал именно этот роман. Булгаков с присущей ему иронией и сарказмом, вдумчивостью и проницательностью рисует действительность в гротескной форме, описывает характерные жизненные ситуации, раскрывает психологию простого обывателя. Это произведение, в котором рядом уживаются трагическое и комическое. Может быть, поэтому оно кажется таким жизненным? Но в отличие от реальной жизни, в романе под пером автора гораздо ярче выступают важнейшие философские вопросы, над которыми редко кто задумывается в текучке повседневных дел, но не ответив на которые, человек вряд ли может называться человеком.

Жизнеописание московского общества

30-х годов Булгаков искусно перемежает с библейским сюжетом. Одна из ключевых идей — идея о Боге и вере в него. С нее начинается и неизбежно из нее вырастает тема противостояния добра и зла — тема, которая извечно беспокоит человеческие умы.

По-моему, «Мастер и Маргарита» — это роман-фантазия, и в нем мы видим, как причудливо сочетаются реальный и нереальный мир, обыденная действительность и мистика.

Странный человек появляется в Москве, йа Партиарших прудах. Именно в тот момент, когда председатель МАССО-ЛИТА Берлиоз и «поэт Бездомный заводят беседу о вере и Боге, он и предстает перед двумя литераторами в самый разгар их спора. Казалось бы, он должен быть доволен тем, что эти двое сами идут в его сети, попадают в его паутину. Ведь отрицание Христа — признание его, Воланда, власти.

Но дело здесь намного сложнее. Так, Иешуа Га-Ноцри, возведенный на Лысую гору на казнь во искупление людских грехов, — олицетворение добра, высшей духовной силы, и Воланд, суть которого — зло, не могут существовать отдельно друг от друга, они неразделимы, как свет и тень. Они всегда вместе и всегда противостоят друг другу. Наверно, поэтому отказ от веры в Бога, прозвучавший в речи Берлиоза, был равносилен отрицанию существования самого Воланда.

Булгаков впервые заставил меня с этой точки зрения взглянуть на взаимосвязь добра и зла. Там, где привычно видеть противостояние, оказалось и единство: Бог нужен Сатане, но и Сатана тоже нужен Богу? Добру нужно зло?

Все, что произошло после появления Воланда в Москве, показывает нам мир людей, закованных в свои мелкие повседневные проблемы и заботы. И все эти люди греховны. Многие из них занимаются не своим делом, сидят на чужих местах. Перед нами парадом проходят «испорченные квартирным вопросом» москвичи, доносы, взяточничество. По сравнению с тем, что делают обычные люди для ближнего своего, меркнут мистические ужасы сатанинских проделок (вспомним хотя бы историю исчезновения квартиры N 50). Отказавшиеся от веры в Бога люди тут же создают себе новых «богов». Тут же все становятся участниками грандиозного спектакля на подмостках Москвы, устроенного Воландом. И мы видим, как все, что эти ничтожные обыватели долгое время прятали друг от друга, вырывается на свободу, обнажая самые грязные их пороки. Все тайное когда-нибудь становится явным! Люди внезапно узнают о себе то, о чем никогда не задумывались или о чем избегали раньше думать.

А ведь если вспомнить, с каких прекрасных идей начиналось строительство этого «нового» общества! В который уже раз во имя добра творится зло, и это приводит к плачевным результатам. Черная магия срывает покров лжи с душ людей. То, Что творит Воланд со своей свитой (например, представление в варьете), напоминает пародию на страшный суд. Как бы играя, с жестокой усмешкой на губах, Воланд выворачивает души наизнанку, раскрывая истинную суть людей, и ясно дает понять, что ложным ценностям никогда не заменить настоящие. Но если на Страшном Суде главным судьею будет Бог, то, по замыслу М. Булгакова, Москву судит Сатана (опять они оказываются едины?).

Но почему Воланд, казалось бы, такой справедливый и так прекрасно разбирающийся в людях, подвергает столь жестокому наказанию Мастера? Ведь этот герой — олицетворение смирения, доброты и великого таланта — становится жертвой бездарности и мракобесия. Его роман выходил за рамки «социального заказа». Но Мастер не выдержал упорного натиска безжалостной критики глупцов и стяжателей. И даже любовь Маргариты не может спасти его. Эта святая любовь, которая делает людей способными жертвовать друг для друга всем, не заслуживает того суда, перед которым предстают Берлиоз и другие.

Роман заканчивается сном, где добро и зло неразделимы. Вершится зло во имя добра. Воланд — это та сила, которая, творя зло, творит и добро, «что вечно ищет зла и вечно совершает благо». Сама идея показать добро, как обратную сторону зла, неотделимость одного от другого в образах Воланда и Га-Ноцри произвела на меня большое впечатление. На протяжении всего романа именно Воланд доказывает людям, отрицающим Бога, что Бог есть.

Но неужели М. Булгаков хочет уверить читателя в полной неразличимости Добра и Зла, Бога и Сатаны? Мне кажется, смысл романа совсем в другом. Писатель хочет как раз предостеречь нас от забвения этих понятий. Когда человек перестает помнить о постоянной борьбе Добра и Зла, ареной которой является сама жизнь и человеческая душа, то Добро подменяется словами о нем, реальным становится Зло. А как отличить истинное добро от вымышленного?

Создатель «Мастера и Маргариты» отвечает: истинное добро милосердно.

На мой взгляд, мы живем, не задумываясь о законах, управляющих нашей жизнью, о высших духовных ценностях, руководящих нашими поступками. Роман М. А. Булгакова помогает нам познать их, понять самих себя и окружающих нас людей. Он объясняет необходимость ценить друг друга и беречь доброе начало в человеке. Этого так всегда не хватает в окружающем нас мире.

Именно поэтому я в своем сочинении захотела еще раз поразмышлять над страницами этой замечательной книги, призывающей всегда помнить о черте, за которой добро может превратиться в зло, а идея, даже очень нужная, — заменить живую душу.