Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> «Я научилась просто, мудро жить…» (философские мотивы лирики А. Ахматовой)

Сочинение на тему ««Я научилась просто, мудро жить…» (философские мотивы лирики А. Ахматовой)»

План
I. «Я научила женщин говорить».
II. Основные темы и мотивы лирики А. Ахматовой.
1. Особенности любовной лирики.
2. Сборник «Anno Domini» — вершина творческого подъема.
3. Отражение трагедии страны в творчестве поэтессы.
III. А. Ахматова — символ поэтического величия.

Но все таки узнают голос мой,
И все таки ему опять поверят.

А. Ахматова

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя, наверно, нельзя так говорить о женщине, чей муж был расстрелян, а сын несколько раз находился в тюрьме и ссылке. Ее гнали и травили, она почти всегда жила в бедности и в бедности умерла. Но с нею всегда были ее стихи. Она поэт. Впервые в ее лице женщина обрела поэтический голос такой силы. «Я научила женщин говорить», — заметила Анна Ахматова в одной из эпиграмм. За пятьдесят лет творческого труда поэзия Анны Ахматовой нашла всемирное признание.
Литературную деятельность Ахматова начала как поэт акмеист. Яркий, предметный мир переполняет ее ранние стихи. Она ищет идеалы, к которым будет стремиться всю жизнь. Любовь, творчество, искусство. Именно любовная лирика была ее главным достижением. Но любовь у поэтессы почти никогда не показана спокойной. Ее стихи — как поэтические новеллы.

Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Стихи Ахматовой грустны, они хранят какую то тайну, а может, и скрытую радость. Тоска — это состояние, через которое молодая Ахматова воспринимает мир. Любовь у поэта всеохватывающая. Это и чувство к близкому человеку, и к родной земле, и к Родине.

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Вершиной творческого подъема молодой Ахматовой стал сборник «Anno Domini», вышедший в 1921 году. Это период творчества, совпавший с послереволюционным периодом, когда старая жизнь рухнула, а новая только началась. В стихотворениях сборника звучат гражданские и философские мотивы.

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Вместе с первыми стихами в поэзию Ахматовой вошла тема любви к Родине. Родина для Ахматовой — это не предмет для размышлений. Родина — это жизнь, это стихи, это родная речь. Боль и трагедия страны — это ее боль. А. Ахматовой пришлось пережить две войны, революцию, сталинские репрессии. Но она никогда не была посторонним наблюдателем. Поэма «Реквием» — яркое подтверждение тому: «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». В основу произведения положены трагические события тридцатых годов, всю тяжесть которых поэтесса разделила со своим народом.
Поэзия А. Ахматовой — образец поэтического величия. Михаил Дудин так сказал об этой удивительной женщине:

Голос ее благороден.
Облик ее прекрасен.
Подвиг ее народен.
Смысл ее песен ясен.

А. Ахматова всей своей жизнью доказала, что как бы трудно не было, нужно всегда оставаться самим собой. В горе и в радости. В безвестности и в славе. За год до смерти поэтесса выпустила книгу «Бег времени». Но время не бежит, движутся люди. Только очень немногие неподвластны времени. Среди них Анна Ахматова.