Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
А. Блок. 6 февраля 1914 года
Жизнь и смерть, любовь и разлука, прекрасные и уродливые вечно борются в жизни. И все это прекрасно воплотил в своем творчестве Александр Блок. Образ этого великого творца всегда ассоциируется для меня с шекспировским Гамлетом. Подумать только, два года назад я почти ничего не знал о Блоке, о его творчестве! После первого знакомства с биографией поэта, с его чудными, волшебными стихами я понял, что Блок не только великий поэт, но и удивительная личность. Кажется, что этот человек явился к нам из другого мира, ему должны быть чужды земные страсти, он далек от человеческих слабостей. «Суета сует» не интересует его. Но на самом деле Блок, как никто другой, выразил все особенности своего времени. Всей жизнью и творчеством он реализовал свое желание:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Блок вошел в поэзию в переломное время, когда в литературе и обществе происходили процессы, связанные с поиском новых путей развития, назревали общественные катаклизмы. Именно эти неслыханные перемены и невиданные мятежи предсказывал в своей поэзии Блок. А пророкам в своем отечестве всегда бывает очень трудно. Их удел — неравная борьба. В связи с этим мне кажется знаменательным, что в юности Блок был увлечен образом Гамлета из трагедии Шекспира.
Тетка поэта М. Бекетова вспоминает, что семьи Бекетовых и Менделеевых устраивали домашние’спектакли и что Блок всерьез думал об актерском поприще: «Он с детства увлекался декламацией. …С удовольствием декламировал шекспировские монологи Отелло, Гамлета, Юлия Цезаря». Особенно удалась ему роль Гамлета. Сохранилось несколько фотографий с фрагментами постановок пьес Шекспира, Пушкина, Грибоедова с участием А. Блока и Л. Д. Менделеевой. На одной из них — Л. Д. Менделеева — Офелия. Именно такой запечатлел ее Блок в стихотворении:
Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повернутый, склонял свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорен!»
Самый светлый период в жизни Блока — история любви к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. Благодаря этому чувству был создан цикл стихов о Прекрасной Даме.
Как Гамлет, любя Офелию и пытаясь спасти ее от мира лжи и коварства, предлагает ей уйти в монастырь, так и Блок обожествляет Л. Д. Менделееву, считая ее неприкосновенной, святой, и предоставляет ей свободу жизненного выбора, что, к сожалению, наполнит печалью жизнь обоих.
Те самые юношеские спектакли, наполненные светлой и трагической любовью Гамлета и Офелии, помогли Блоку создавать стихи о самых разных жизненных проблемах. Тема разлуки влюбленных приобретает у Блока некое мистическое звучание. Слышатся даже мотивы романтических баллад Жуковского. В стихотворении «Песня Офелии» (1899 год) поэт соединяет в образе Гамлета черты воина и благородного рыцаря. Строки стихотворения построены по принципу параллелизма:
Разлучаясь с девой милой,
Друг, ты клялся мне любить!..
Уезжая в край постылый,
Клятву данную хранить!..
Милый воин не вернется,
Весь одетый в серебро…
В гробе тяжко всколыхнется
Бант и черное перо…
Глядя на фотографии поэта и читая его стихи, я всегда представляю Блока в образе рыцаря, принца Гамлета — бесстрашного борца с подлостью, ложью, распутством. Он способен страстно и преданно любить. «Только влюбленный достоин носить звание человека», — таково отношение Блока к этому возвышенному чувству.
В стихотворении «Песня Офелии» 1902 года Блок использует прием повтора, точно воспроизводя состояние обезумевшей героини, а скорее всего, уже погибшей.
А я забыла вчерашнее —
забыла вчерашнее
Я не искала плакучей ивы —
плакучей ивы.
О чем берега шептали —
берега шептали.
У Шекспира смерть и людская злоба разлучили Офелию и Гамлета. А в стихотворении Блока их души остаются неразлучными:
Там, там, глубоко, под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
С образом Гамлета у Шекспира связана не только высокая любовь, но и проблема выбора между жизнью и смертью, покорностью и борьбой.
Поэзия Блока отличается страстностью, взволнованностью, исключительной искренностью. Как перед Гамлетом, перед поэтом встает выбор: Родина или чужбина, жизнь или смерть. Во все времена, какие бы тяготы ни обрушивались на Россию, поэт оставался с ней. Блок верил, что Россия прорвется, подобно Гамлету, сквозь сети коварства и лжи. Он мужественно бросился в единоборство со временем и товарищами по перу:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!..
Подобно Гамлету, оказавшемуся в замке (в родном доме) в окружении лжецов, чувствует себя Блок в этом мире. Но он по-рыцарски бесстрашно, как Гамлет, принял вызов времени. Вместе со своей страной поэт пережил революцию, великие войны, он видел смерть и страдания людей. Это не могло не отразиться в его творчестве. И подобно плачу Офелии о погибшем «милом воине», нежный голос ребенка в моем любимом стихотворении Блока оплакивает всех, не вернувшихся с полей сражений:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Россия в творчестве Блока всегда представала как прекрасная, но вечно страдающая страна. Она изображается поэтом на переломных этапах своей истории, и спасают ее люди чести, многие погибают в неравной борьбе, но на их место встают новые люди. Лирический герой поэзии Блока всегда был готов к этой миссии.
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Россия — это и есть «светлая жена», заботящаяся о своих детях. Блок первым из русских поэтов бесстрашно взглянул в глаза пролетарской революции, пытаясь отмести все ложное, жестокое и случайное и открыть в ней светлое и созидательное.
Поэт — рыцарь «серебряного века», Александр Блок пронес через всю свою жизнь верность юношеским, подчас максималистским идеалам, воплощенным для него в образе Гамлета.