Я убежден, что под личиной деда Щукаря Михаил Александрович Шолохов спрятал едкую сатиру на строительство социализма в отдельно взятом СССР. Любое начинание партийных лидеров хутора Гремячий Лог тут же встречает обезьянничанье местного шута — деда Щукаря. Он всерьез просит у Макара Нагульнова сделать ему по дружбе «партийную» карьеру, чтобы иметь портфель, пролетку и спецпаек.
Он занимается по ночам «политучебой» вместе с Нагульновым, как и всякий большевик, желающий карьерного роста, а вычитанные «знания» обращаются в анекдоты типа: «астролябия — гулящая девка, ажиотаж — рай земной». Он добровольно переходит в пролетарское «сословие», из лени забросив личное приусадебное хозяйство. При этом требует от колхоза выдать паек салом, а то грозит опять « в частные собственники» податься. Серьезный акт «раскулачивания» дед Щукарь обращает в балаган, когда путается в длинных полах «реквизированного» тулупа и не может убежать от хозяйского кобеля.
До революции землю получал лишь тот из казаков, кто служил в армии и имел сыновей. По слабости здоровья Щукаря в казачье войско не записали, детей у него не было совсем, революцию он встретил голым бедняком с радостью и тут же стал хуторским активистом «комбеда», комитета бедноты, особого политического органа, предназначенного для подавления зажиточных хозяев, всегда критически относившихся к советской власти.
Дед Щукарь так любит выступать на политических собраниях, что приходится просить его дородную бабку, чтобы она сгребла худосочного дедка в охапку и отвела домой. Нарочито гротескно выглядит и обращение с трибуны деда Щукаря к собравшимся колхозникам: «Гражданы и дорогие мои старушки!». В сатирическом образе хуторского балагура, бездельника и охальника Михаил Александрович Шолохов безо всякого сомнения выразил собственное отношение к методам построения социализма в деревне, высмеял партийный стиль руководства и намекнул на обреченность коммунистических затей в деревне. Даже в конце романа из «верховного» круга хуторской элиты выживает только Щукарь, как намек на бессмертие народного характера над всеми заморскими веяниями «интернационалистов», живущих мечтательством о всемирной революции, но игнорирующих заботы и проблемы простого русского человека, которого они хотят пустить на «пушечное мясо» в мировой войне со всемирным капитализмом.