Поэма Александра Блока «Двенадцать» — в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» — долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности.
Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности.
Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов — убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц.
Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен:
Впереди с кровавым флагом,
И за оыогой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвыоленой,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Как это сочетается с образом Христа — «белый венчик из роз»! И каким странным, страшным и непривычным кажется «кровавый флаг» в руках того, кто проповедовал смирение и милосердие! Чьей кровью обагрен флаг? Никто не может с уверенностью сказать этого. Может быть, это кровь жертв революции, а может быть, самого Христа. Каждый волен трактовать художественное произведение по своему разумению, если только не делает ложной главную идею автора.
В образе Христа валено оценить контраст: чистота в грязном разрушенном мире, нежность среди грубости и убийств, розы в пронизывающий холод. Следует ли понимать эти символы как оправдание революции, провозглашение ее чистых идей, несмотря на грязную видимость? Кто-то воспринимал явление Христа в последней главе именно так. Революция — это грязь, кровь, убийства и грабежи, но она оправдана, в ней есть справедливость, раз сам Христос несет в руках ее кровавое знамя.
Безусловно, самой интересной загадкой поэмы «Двенадцать» является вопрос: почему именно Христос? Он — впереди движения, одной из основ которого был атеизм? Известно, что Блок сам был неудовлетворен выбором именно этого образа. Это — характерный случай расхождения писательского сознания и художественной интуиции. Очень часто великие художники (под словом «художники» имеются в виду все творческие люди) признавались в том, что их произведения не следовали первоначальному замыслу. Бывает, что герой действительно гениального литературного произведения начинает жить собственной жизнью, не подчиняясь воле писателя. Так произошло, например, с Татьяной Лариной и Анной Карениной. Авторы позже признавались, что не хотели, чтобы судьба их героинь решилась именно таким образом. Подобная ситуация повторилась и в поэме «Двенадцать», только автор даже не знал, что персонажем поэмы станет Иисус Христос.
Блок сам удивлялся, почему именно Христос. Но отказаться от этого образа уже не мог. Он писал потом так: «к сожалению, Христос». Также писал Блок в своем дневнике и о том, как страшно, что именно Сын Божий идет с красногвардейцами, а надо, чтобы шел другой, не он. История должна была породить новый идеал, а остался прежний. В этом заключается дисгармония.
Блок ощущал русскую революцию как поворот мировой истории, причем поворот не меньшей значимости, чем явление на землю Христа. Поэт жил современностью, не мог отрешиться от ее реалий, поэтому так близко к сердцу воспринял революцию. В то же время в подсознании его жил образ Христа. Сознание и подсознание его как бы объединились в поэме «Двенадцать». Иисус — вовсе не идеал для Блока, автор ни в коей мере не умиляется им, но понимает, что без него нельзя обойтись.
До сегодняшнего дня поэма Александра Блока «Двенадцать» вызывает разные толкования и споры. В годы великих потрясений и перемен поэт сумел точно оценить и предвидеть сложность событий. В этом — несомненная ценность его поэмы, единственное, о чем можно не спорить.
В «Двенадцать» есть и вера в революцию, и сомнения в нравственности ее идеалов, и убеждение в ее неизбежности, справедливости. Все это заключительным аккордом прозвучало в последней, двенадцатой по счету, главе поэмы. Пусть в финале слышится смятение, но, как ни парадоксально, в нем же звучит убежденность, вера в революцию. Блок гордился поэмой, говоря, что это лучшее произведение, написанное им. Сложно спорить с автором. Поэма — действительно сильная и глубокая вещь. Но главное — своей таинственностью она до сих пор интригует и привлекает множество читателей. А для любой книги очень важно, чтобы она не пылилась на полке.