Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)

Сочинение на тему «Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)»

1. Путь горя и страдания.

2. Новые веяния времени.

3. Вопреки законам истории.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

В. О. Ключевский на протяжении своей жизни люди не раз сталкиваются с таким понятием, как закон. И тогда перед ними встает неразрешимый вопрос: каким из них следует подчиняться, а каким нет. Среди них можно выделить следующие: этические, моральные, исторические. И у каждого человека складывается свое отношению к этим понятиям, несмотря на то что они могут иметь определенное толкование не только на словах, но и на бумаге.

В творчестве А. А. Блока особое место занимают законы истории. Поэт в какой-то степени сравнивает их со стихией, которой весьма трудно управлять. Вероятно, ее можно как-то направлять, но она все равно неподвластна человеку. Так, появляется в цикле «На поле Куликовом» образ степной кобылицы, которая несется сама и зовет нас в завтрашний день, способный привнести в жизнь людей много новых событий. Она преодолевает не только пространство поля, но и подчиняется законам истории, которые указывают ей путь через горе и страдания.

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

Творческие люди, по мнению Блока, способны отразить не только в своих душах, но и в произведениях видение того, что совершается в жизни. Не даром он писал в одной из своих статей — «Интеллигенция и Революция» — о роли художника во времена кардинальных изменений: «Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано». И сам становится примером того, как нужно воспринимать и преподносить такие понятия. Блок понимал, что настало время «переделать все»: «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью».

Свое отношение к революции и законам истории Блок выразил не только в своих статьях, но и поэтическом творчестве. Самым ярким среди произведений является поэма «Двенадцать», которая отражает положительное восприятие революции. Поэт весьма правдоподобно описывает тех, кто становится орудием закона, кто должен нести новую жизнь — это голытьба.

Запирайте стажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Но именно она может принести народу то раскрепощение, призрак которого он увидел в указе от 1861 года. Законы истории гласят о том, что в скором будущем возможно духовное освобождение и нравственное возрождение народа, тем более старый мир уже лишен благоприятных позиций. В поэме он предстает в весьма жалком обличии. Это буржуй, который на перекрестке спрятал нос в воротник, не принимая таким образом и саму революцию и новые веяния времени. Это и поп, в жизни которого нет теперь прежнего веселья. Автор использует и символический образ жалкого пса, который весьма красочно описывает то, что в новой жизни им нет места.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Но законы истории ставят перед людьми весьма важный и неразрешимый вопрос. Он касается не только нравственных основ происходящих изменений, но и соотношения личного и общего в этом мире. Блок уделяет последней проблеме достаточно пристальное внимание. Она отражена в личной трагедии Петрухи, который убивает Катьку и вместе с ней частичку своей души. Он никак, по сравнению со своими товарищами, не может оправиться от этого шока. Петруха дает красочный портрет той, которую, вероятно, смог бы простить, если бы она вернулась к нему, а не осталась с новым ухажером.

Трагедийность описываемой ситуации придает и то, что Ванька, проводивший все дни с Катькой в кабаке, не только не примыкает к этому шествию, но и становится чужим для него.

— Ванюшка сам теперь богат…

— Был Ванька наш, а стал солдат!

Он предает общее дело ради личного благосостояния. Ему чужды все новые веяния. Он не готов вместе с теми двенадцати пожертвовать всем ради общего блага. Петруха в окружении своих товарищей поступает совершенно по-другому. Он понимает значимость их шествия не только для како-го-то определенного местечка, но и для всего мира.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Образ Петрухи отражает позицию самого автора о соотношении личного и общего в момент кардинальных изменений. Он отмечал, что тем людям, которые живут в этот исторический момент, выпала уникальная возможность быть свидетелями мирового пожара. Поэтому следует, по мнению поэта, «как можно меньше помнить о личных слабостях и трагедиях». .

Однако Блок сопереживает Петрухе и его трагедии. Он в своей лаконичной по описанию событий поэме отводит значительное место для изображения истории Катьки. При этом она у него остается живой, подвижной, простой русской женщиной. Но на Катьке оставляют свой отпечаток и исторические события. Она тоже невольно подчиняете^» законам того времени: гуляла с юнкерьем, теперь пошла с солдатьем. Но Катька в какой-то степени нашла то место, где можно бы/1о бы сохранить и часть своей личной жизни. Она не следует общему делу, но позволяет другим освободить свою душу от того груза, который взваливает на плечи людей история.

Эх, эх, согреши!

Будет легче для души!

Возможно, поэтому она была так дорога Петрухе. С ней он понимал, что личное счастье возможно. Но когда оно встало в разрез с общим делом, то ему пришлось сделать другой выбор — стать не столько свидетелем, сколько участником этих событий. И в этом его поддержали именно товарищи, которые смогли найти нужные слова, чтобы рассеять печаль и тоску Петрухи.

Убийство Катьки один из исследователей творчества Блока В. Н. Орлов называет преградой или западней старого мира. Но оно не останавливает на полпути молодого красногвардейца. Он нашел в себе силы переступить этот барьер и продолжить свой нелегкий путь. И в этом ему помогли товарищи, которые не оставили его в беде. В таком описании ситуации в творчестве А. А. Блока словно сливаются личное и общественное, но только при том условии, когда оно все равно подчинено общему делу.

Но автор не только соглашается, но и в какой-то степени противоречит законам истории. Одним из таких становится конец произведения, когда появляется образ Христа. Те, кто пытался построить Россию на новый лад, отвергали для себя и нового общества религию. Однако данный образ все равно появляется в произведении. Именно им Блок хотел показать, что, несмотря на то что двенадцать человек хотят уничтожить все на своем пути, их движение и само шествие имеет нравственные основы. Именно такое значение и использует в своем тексте автор.

Сам поэт признавался, что не знает, почему он выбрал Христа. Ведь исторические законы должны были предложить в качестве центральной фигуры какого-то вождя, который смог бы повести народ к новой жизни. Но поэт показывает, что в любых исторических изменениях всегда должна быть. нравственная составляющая. Поэтому образ, взятый в качестве такого символа, автор оберегает от пуль и закрывает его белой пеленой снега, несмотря на то что тот несет не красный, а кровавый флаг. Но он кристально чист, каковыми и должны быть души тех, кто строит новый мир и подчиняется законам истории. В них не должно быть боли и страдания, так как они призваны нести обновление и ощущение света и надежды на лучшее будущее, тем более нежной поступью с ними идет сам Христос.

… Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Блок словно сам вырабатывает для своего поэтического полотна законы истории. Они опираются на реальные события, но в каждом из них Блок старается показать то, что любые изменения должны основываться на нравственности и морали. Только в таком положении они будут не только разрушать, но оставлять в душах людей надежду на светлое будущее. Поэт понимает, что нам неизбежно приходится подчиняться законам истории, но он оставляет за нами право самим выбирать путь, по которому нужно идти. Такой путеводной ниточкой в поэме является образ Христа. В нашей жизни таким должно стать понимание того, что можно все разрушить, как то диктует время, но нельзя убивать в себе те частички нравственности, которые сохранились в нашей душе. Возможно, мы должны уступить общему порыву, но А. А. Блок показал на примере Петрухи, что среди такой массы есть те, кому не чуждо сострадание. И раз такие люди есть, то можно надеяться, что именно они смогут заменить Христа, который, следуя законам истории, выбрал путь нравственности и морального совершенствования.