Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2

Сочинение на тему «Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской драматургии первой четверти XIX века. Своеобразие пьесы заключается в том, что эта «гениальнейшая русская драма» (Блок) явилась особым произведением на стыке «векаминувшего» и «веканынешнего», —века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства.
В XIX веке на театральной сцене России господствовал классицизм, однако устаревающие каноны ограничивали перо драматурга в описании реальной жизни современного общества, поэтому Грибоедов, используя главные особенности классицистической комедии, пренебрёг, исходя из своего замысла, некоторыми законами её построения.
Любое произведение классицизма должно быть построено на принципах «трёх единств» (времени, места и действия), постоянства характеров. В своей комедии Грибоедов, внешне следуя этим принципам, наделе их нарушает, создавая целостное и многогранное полотно.
Хотя события разворачиваются в первой четверти девятнадцатого века, в тексте упоминается Екатерина Вторая:
При матушке служил Екатерине.
Называя Петербург, автор выносит действие комедии за пределы дома Фамусова:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь…
Нарушение единства действия заключается в том, что Чацкий приехал к Фамусову вовсе не для того, чтобы обличать московское общество, ачтобы просить руки Софьи. Однако, узнав, что Софья любит другого, Чацкий пытается выяснить, кто же его счастливый соперник. Мучимый ревностью, Чацкий нападает сначала на Фамусова, а потом и на всё «фамусовское общество», наживая себе врагов.
Таким образом, в комедии параллельно развиваются два конфликта: любовный и общественный, что не соответствовало принципам классицизма. Постепенно общественный конфликт выходит на первое место, а любовная комедия превращается в общественно-политическую, а затем и в сатирическую.
Все герои классицистического произведения были схематично разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии «Горе от ума» соблюдается только в общих чертах: так называемое «фамусовское общество» противопоставлено герою, выражающему прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого героя в отдельности, то выяснится, что не всё так просто.
Фамусов, который выступает в комедии как «главный идейный противник» Чацкого в общественном конфликте, имеет и вполне понятные, положительные черты характера: он любит Софью, желает ей добра, даёт Чацкому дельные советы:
Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное — поди-тка, послужи…
Софья, отвергая Чацкого, также не вызывает безоговорочного суждения. Её поступки вполне объяснимы обидой на Чацкого, который уехал надолго, оставив её одну.
Образ же главного положительного героя, Чацкого, отличается и некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит свои пламенные речи перед этими тётушками, бабушками, репетиловами), раздражительностью, даже злобой. И симпатии читателя далеко не всегда на стороне Чацкого. Такой подход к изображению главных героев свидетельствует об использовании нового, реалистического принципа при создании характеров.
Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: 5-8 персонажей. В комедии же А. С. Грибоедова «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», что значительно расширило рамки сценического повествования.
По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия «Горе от ума» сочетает в себе два этих типа, кроме того, вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своём слове и действии; Платон Горич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; господа N и D, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приёмы комического изображения: говорящие фамилии (Молчалин — человек, у которого нет своего мнения, Репетилов — «repeter» — повторять, Фамусов — «famus» — молва), «кривое зеркало» (Чацкий — Репетилов).
Удивительно гармоничное сочетаний традиций классицизма и основ реализма позволило А. С. Грибоедову создать настоящий шедевр литературы, заложить основы нового жанра.
По словам Гончарова, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия».