Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> «Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне» А. Дюма (По лирике А. А. Блока)

Сочинение на тему ««Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне» А. Дюма (По лирике А. А. Блока)»

1. Биографические сведения.

2. Первые литературные опыты.

3. Любовь в жизни и творчестве Блока.

4. Последние годы жизни.

А. А. Блок родился в 1880 году в семье профессора Варшавского университета. Он воспитывался и рос в доме деда — известного русского ботаника А. Н. Бекетова. В большом благоустроенном петербургском доме царили стародавние культурные традиции.

Дед Блока не только любил русскую классическую литературу, но и имел личные знакомства со многими литераторами своего времени. У него в гостях бывал, например Н. В. Гоголь, а с А. П. Чеховым Бекетов активно вел дружескую переписку. Безусловно, подобные условия благоприятно сказывались на всех представителях большой семьи: многие из них являлись замечательными переводчи: ками, сами неплохо писали в стихах и прозе. Поэтому нет ничего удивительного, что будущий поэт довольно рано стал делать свои первые шаги на поэтическом поприще. В шестнадцать лет Блок заявил о себе, как о вполне серьезном поэте.

Первые произведения поэта появились в печати в 1903 году. Через год вышел и его первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Но заговорили в литературных кругах об Александре Александровиче только после выхода в свет его второго сборника стихов «Нечаянная радость», куда вошли его стихотворения 1904—1906 годов. Если вначале Блок склоняется скорее к религиозно-мистическому восприятию действительности, то постепенно он приходит к выводу, что эта концепция сильно ограничивает его возможности. Переоценка ценностей сразу же отразилась и на стихах — появились такие циклы, как «Страшный мир», «Итальянские стихи»», «Пляски смерти», «Ямбы». В произведениях Блока зазвучали нотки одиночества и отверженности от окружающего мира:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

Тем не менее многие стихи поэта содержали в себе веру в торжество жизни, оптимистическое начало, а главное воспевание любви и женщин, которые во всех своих ипостасях все равно оставались для поэта прекрасными.

Свою первую и, возможно, самую сильную влюбленность Блок пережил в 1897 году, когда был с матерью на отдыхе в немецком курортном городке Бад Наугайме. Это всепоглощающее чувство не могло не отразиться на всем его дальнейшем творчестве. Даже много лет спустя, приехав в Бад Наугайме, Блок по-новому пережил старую любовь и посвятил своему первому любовному опыту цикл стихов «Через двенадцать лет».

Все, что память сберечь мне старается,

Пропадает в безумных годах,

Но горящим зигзагом взвивается

Эта повесть в ночных небесах.

Поэт с трепетным волнением вспоминал свое юношеское увлечение:

Когда мучительно восстали

Передо мной дела и дни,

И сном глубоким от печали

Забылся я в лесной тени…

Всю жизнь Блок с благодарностью относился к девушке, сумевшей пробудить в нем это волшебное первое чувство. Возлюбленная девушка навсегда осталась в воспоминаниях поэта чем-то неуловимо прекрасным и притягательным. Именно она приходила к нему в редкие моменты в воспоминаниях, озаряя их неясным, но теплым светом:

Синеокая, бог тебя создал такой.

Гений первой любви надо мной.

Даже через много лет поэт осознавал ценность тех далеких драгоценных воспоминаний:

Жизнь давно сожжена и рассказана,

Только первая снится любовь,

Как бесценный ларец перевязана

Накрест лентою алой, как кровь.

Несколько позднее Блок серьезно увлекается Л. Д. Менделеевой. Его любовь нашла отзвук в сердце красавицы, и она стала его женой. Новое глубокое чувство вдохновило поэта на создание еще более прекрасных стихов о любви. Известно, что большое влияние на творчество Блока оказали сочинения В. С. Соловьева, в частности его статьи о «Вечной женственности». Поэту удалось воссоединить размышления философа со своими вполне реальными переживаниями. Именно поэтому, образ Прекрасной Дамы оказался наделен некоей двойственностью. С одной стороны, он включает в себя определенный божественный смысл, а с другой — этот мифологический образ обладает вполне «земными» чертами его возлюбленной:

Ей было пятнадцать лет.

Но по стуку Сердца — невестой быть мне могла.

Когда я, смеясь, предложил ей руку,

Она засмеялась и ушла…

Возлюбленную Блок воспринимает прежде всего как таинственную незнакомку:

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами, она садиться у окна.

Для поэта женщина всегда остается неразгаданной тайной. Только она может неожиданно появиться из неоткуда и также внезапно исчезнуть, оставляя после себя еле уловимый аромат духов. Прекрасная незнакомка всегда вызывает у Блока неясное томление по другой, более насыщенной, интересной жизни. Эта независимая женщина горда, строга и одновременно одиноко печальна. Прекрасная Дама не может простить слабости и малодушия своему мужчине:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Непременными атрибутами любви для поэта становятся печаль и даже страдания:

Я помню длительные муки:

Ночь догорала за окном;

Ее заломленные руки

Чуть брезжили в луче дневном.

Часто он мучается от неразделенной любви, он невозможности быть рядов со своей возлюбленной.

Те не менее поэт уверен в том, что это замечательное возрождающее человека чувство всегда должно жить в человеке, побуждая его на безумные, но красивые поступки:

Так как — только влюбленный

Имеет право на звание человека.

Блок с большой долей снисхождения относится к своей возлюбленной. Для него все, что бы женщина ни сделала, божественно. Даже досада моментально проходит, стоит Прекрасной Даме обратить на него внимание:

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби…

Блок не способен серьезно обижаться или сердиться на ту, которая «наполнила комнату ароматом воздуха и духов», и которая предпочитает еле-дить за большим пестрым котом, подстерегающим целующихся голубей, а не читать «Макбета». Ведь даже обычная болтовня возлюбленной вызывает у любящего сердца только умиление. В любом своем проявлении она прекрасна и неповторима. Александр Александрович, являясь галантным и обходительным кавалером, возносит свою Прекрасную Даму на неведомые высоты. Она представляется ему одновременно и недосягаемой богиней с «надменным взором», и заманивающей в свои сети колдуньей:

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх

Своей улыбкою невинной

В тяжелозмейных волосах.

В своих стихах Блок часто воспевает красоту женщины, достойную обожания, и немого восхищения, не требуя за это ответного чувства или какой-нибудь награды. Он как истинный ценитель женской красоты согласен довольствоваться и малым:

Счастья не требую.

Ласки не надо…

Лишь, как художник, смотрю за ограду,

Где ты срываешь цветы, — люблю!

В 1921 году состоялись последние публичные выступления поэта со своими стихами и лекциями о А. С. Пушкине. Однако никто еще не догадывался, что поэта скоро не станет. В мае Блок впервые почувствовал недомогание, а в августе его уже ни стало. Внезапная смерть поразила друзей и знакомых поэта. Вместе с тем она в какой-то мере была предопределена. К. А. Федин писал: «Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути».