Теме «маленького человека» русские классики отдали дань сполна. Самсон Вырин Пушкина, Акакий Акакиевич Гоголя, Макар Девушки и Достоевского — самые известные «маленькие люди». Наверное, в ту эпоху с большим вниманием относились к человеку вообще, поэтому с таким сочувствием писали о жалких, ничтожных людях, у которых есть свои «маленькие» мечты, потребности, желания.
В XX веке гораздо большее внимание уделялось глобальным вопросам. Это неудивительно: XX век в России — эпоха двух мировых войн, трех революций, гражданских войн, коренной перестройки общества. Конечно же, писатели, следуя духу времени, решали вопросы мирового масштаба, а в сфере их внимания находились в основном сильные, выдающиеся личности.
Однако даже в дни великих перемен на земле продолжают рождаться люди. Совершенно обычные люди. Они хотят работать, строить свой дом, воспитывать детей. Им нет дела до великих перемен. Или, наоборот, они очень хотели бы участвовать в этих переменах, но никто не обращает внимания на их душевные порывы. Для «маленьких людей» весьма характерно то, что на них редко обращают внимание, их ие ценят, смеются и даже издеваются над ними. Часто даже не окружающие, а сама жизнь не знает пощады к «маленьким людям». Об этом писали такие известные современные авторы, как А. И. Солженицын и В. М. Шукшин.
В рассказе «Матренин двор» Солженицына говорится об одинокой старухе Матрене. Личная жизнь ее не удалась (это так характерно для «маленького человека»!): вышла замуж за нелюбимого, потеряла шестерых детей. Однако это не озлобило Матрену. Не озлобило ни потребительское отношение соседей, ни то, что ей не платили за работу в колхозе. Поразительно, но, как бы плохо ни приходилось Матрене, она всегда добра, участлива, услужлива. И погибает она именно от того, что в очередной раз кинулась помогать людям, хотя и не просили ее. Всю жизнь свою Матрена прожила тихо, скромно, ни у кого не прося помощи, всегда помогая другим. Она была несчастна, но никогда не жаловалась. В этом было ее величие, особое величие «маленького человека». Матрена — тот праведник, без которого «не стоит земля». Обычно мы не замечаем этих скромных людей, проходим мимо. Еще бы: они не кричат о том, что держат землю; они и сами не знают об этом. А если бы кто-нибудь сказал им об этом, удивились бы и не поверили.
В. М. Шукшин — автор, герои которого, по преимуществу, — «маленькие люди». Какой бы рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чу-дака-изобретателя, вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо всех них автор говорит с большой любовью, называя их «светлыми душами». Пусть они ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как прекрасных, светлых и чистых.
Например, Бронька Пупков из рассказа «Миль пардон, мадам!» Смешное имя — весьма распространенный признак «маленького человека». Вспомним Акакия Акакиевича Башмачкина или Макара Девушкина. Бронька с истинно авторским вдохновением из года в год рассказывает изумленным слушателям одну и ту же историю о том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а «проживает» ее. В его душе живет жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, «маленький человек», никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. В рассказах Шукшина подобные «странные люди» встречаются на каждом шагу. Это и Андрей Ерин с его микроскопом и жаждой спасти человечество от ужасных микробов, и Константин Смородин с картиной «Самоубийца», и столяр Семка Рысь с мечтой отреставрировать старую церковь.
Но, наверное, самую острую жалость вызывает Иван Петин («Раскас»). Когда от него уходит жена, он пытается выразить свои чувства на бумаге, что получается у него весьма неуклюже. В этом Иван не столько смешон, сколько трогателен. За малограмотными фразами «раскаса» скрывается целая человеческая трагедия. Человек может не уметь выразить свои мысли, но зато любить и страдать гораздо больше, чем и ной образованный человек.
Конечно, Солженицын и Шукшин — не единственные современные писатели, затронувшие тему «маленького человека». Более того, с уверенностью можно сказать, что будут и еще авторы, которые обратятся к этой теме. Ведь она вечна. Современные писатели стали достойными продолжателями лучших традиций — традиций Пушкина, Гоголя и Достоевского.