Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Живая память истории в рассказе И. С. Шмелева "Постный рынок"

Сочинение на тему «Живая память истории в рассказе И. С. Шмелева «Постный рынок»»

…душу готовить надо — говеть, поститься,
к Светлому Дню готовиться.

И. Шмелев

Уважающий религиозные праздники человек знает, что каждому из них соответствует свой цвет, запах, звук. Великий Пост, например, пахнет мятой и уксусом. Я нс могу сказать, что неукоснительно соблюдаю культовые действа, но какие-то доступные действия пусть самые общие, исполняю с удовольствием. Дает о себе знать «родовая память». Некоторые религиозные ритуалы уже стали народной традицией и воспринимаются многими почти как фольклор. Например, на Пасху и верующие, и неверующие красят яйца, христосоваться тоже всем нравится: добрые, красивые обычаи. А в Прощеное воскресенье разве не хочется почувствовать себя хоть на какое-то время великодушным, хоть миг провести в ощущении, в котором Бог пребывает вечно? Но все это, конечно, несравнимо по красоте и эмоциональному трепету с теми действами, о которых пишет И. Шмелев в «Лете Господнем». Когда в романе события переносятся на «постный рынок», у читателя голова начинает кружиться от ароматов даров природы, которые он ощущает, как настоящие.

Какое там «с голоду могут умереть»? «Постный рынок» — это буйное изобилие природы. На одном клочке Московской земли раз в году умещается все, что может дать земля человеку: архангельская клюква, морошка, черника, брусника, горох, варенье, халва, пастила, пряники… И вершина всего: «лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены связки сушеного белого гриба». Вот так! Здесь впору поостеречься, чтобы нечаянно от перебора живот не скрутило! А говорят, Пост — мучение!

На песни я тоже хочу обратить внимание. Это ведь, по сути, русская частушка. Емкая, сочная, с огромной смысловой нагрузкой. Характерно, что народная частушка не устаревает, не в пример эстрадным песням. Взять хотя бы частушку, которую Горкин спел, она и в наши дни как современная прозвучит. Это и есть проявление живой памяти истории. Она непрерывна, потому что любима русскими людьми. Я живу с родителями недалеко от парка и часто вижу, как там по выходным дням собираются любители русских народных песен. Пляшут под гармонь, поют. Иногда в национальных костюмах приходят, а называются такие мероприятия — «пятачки», то есть место на парковой полянке, где горожане собираются попеть да поплясать.

А все это идет из истории нашей. Хорошо, что есть Москва, Россия, великие писатели, хорошо, что нашу память они берегут. Вроде слова — и все, а вдумаешься, и — мурашки пойдут по телу. Словно не литературный герой Шмелева много лет назад возвращался с «Постного рынка», а с тобой все это происходило, и живая память истории в который уже раз любовно возвращает тебе беспечно оброненные в житейской суете драгоценные слова: «Я оглядываюсь на Кремль: золотится Иван Великий, внизу темнее, и глухой — не его ли — колокол томительно позывает — помни!..»