Творчество зла Когда человек талантлив, говорят, что он отмечен Богом, что мастерство дано ему свыше. Но так ли это на самом деле? Почему тема «гении и злодеи» стала вечной? И какая сила руководит творцом: божественная или дьявольская? Вот какую версию видения этой проблемы предлагает Рюноскэ Акутагава в своем рассказе «Муки ада». Уже само по себе название произведения несет в себе огромный смысл и загадку. Какие муки ада имеются в виду? Муки творчества? Или рассказ назван по имени создаваемой героем картины? Или речь идет о муках ада на земле, который создали сами люди? Вот сколько вопросов, а ответ дать сложно. Знаменитый художник Есихидэ получил заказ от его светлости написать картину о мучениях грешников в аду. Он принимается за работу яростно и вдохновенно, его мозг уже нарисовал сюжет.
Для реалистичности изображения он использует для натуры своих учеников: то птицу на одного натравит, чтобы посмотреть, как та вцепится в его голову, то другого в цепи закует и заставит мучиться от удушья. Но не давалась первому художнику страны задуманная им падающая, горящая карета с прекрасной девушкой внутри. И пошел Есихидэ к заказчику с просьбой, чтоб позволил тот сжечь какую-нибудь карету, но чтобы внутри ее была молодая женщина. И согласие на это было получено. Для воплощения замысла карета была сожжена на глазах у художника, но в этой карете погибла и его единственная дочь. Он стоял и смотрел. Смотрел и не двигался. Есихидэ закончил картину, а на следующий день повесился.
Так какая же сила двигала гениальным художником, когда он ради творчества не жалел своих учеников, чем было переполнено его сердце, когда он смотрел, как пламя пожирает его родную дочь? О какой Божьей искре можно тогда говорить? Акутагава дает понять читателям, что Есихидэ, видимо, связан с самой преисподней, потому что был свидетель, как во сне мастер с кем-то разговаривал и как звали его в ад на огненной карете. Творчество, несомненно, дар Бога, а вот как распорядится человек этим даром, всецело зависит от него. Творить — это значит созидать, создавать. Вдохновение — сила, которая дает ощущение всемогущества. Вот если это всемогущество становится самоцелью: наслаждаться от власти над умами и душами людей, то и творчество становится злом. Его плоды не будут радовать и звать к свету и любви — они будут разрушать и сводить людей с ума. В гениальной и безупречной работе может скрываться подмена добра на зло. Для японского писателя, видимо, эта тема была сверхактуальной, потому что он и сам покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу лекарства.