Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Значение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему «Значение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного
произведения — комедии «Горе от ума». Однако значение этого
произведения так велико, что Грибоедов занял почетное место рядом
с крупнейшими писателями-классиками. Судьба комедии подтверждает
ее необычайную значимость как для того времени, так и в наши дни.
Грибоедов закончил пьесу в 1824 году, за пять лет до своей гибели,
но так и не увидел «Горе от ума» ни в печати, ни на сцене: цензура
категорически запретила распространение комедии из-за ее политической
остроты. Все же произведение пришло к читателям: по всей
России пьесу переписывали от руки и передавали друг другу. Ушли
в прошлое цензурные запреты, монологи Чацкого учит наизусть каждый
школьник, но комедия не превратилась в исторический памятник.
Ее значение не исчерпывается политической остротой. В произведении
поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы, изображаются
узнаваемые во все времена типы, блестящие афоризмы из
комедии навсегда вошли в повседневную речь. Рассмотрим подробнее,
в чем заключается социально-нравственное и новаторское значение
«Горя от ума».
В пьесе показан вечный конфликт «отцов» и «детей», который
в начале двадцатых годов XIX века приобрел особую политическую
остроту. Лучшие представители дворянской молодежи заняли
активную жизненную позицию: они стремились к полной перестройке
российского общества, что привело к декабристскому восстанию.
Главного героя комедии, Чацкого, можно назвать предшественником
декабристов: силой слова, собственным примером он стремится
утвердить идеалы свободы и прогресса. Чацкий едко высмеивает консервативное
московское общество, гневно обличает помещиков-крепостников,
критикует слепое подражательство французам. Он не
признает над собой суда «отцов», которые «грабительством богаты
», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Чацкий отказывается
идти по стопам старшего поколения, добиваясь чинов и богатства. Он
оставил армейскую и статскую службу, хотя ему предсказывали завидную
карьеру. Вместо того чтобы сидеть в имении, Чацкий три
года путешествует за границей. «Служить бы рад, прислуживаться
тошно», — смело заявляет он одному из столпов московского общества-
Фамусову. С изменением исторических реалий монологи
Чацкого не потускнели: конфликт нового, передового, со старым,
отжившим, всегда сохраняет свою остроту.
Социально-нравственное значение комедии не исчерпывается
образом будущего декабриста. Грибоедов впервые в русской литературе
вывел на сцену современные общественные типы, резко высмеял
их недостатки. Главным идеологом консервативного общества
является Фамусов. Ему тоже, как и Чацкому, многое не нравится в современном
положении вещей: самостоятельность и непослушность
молодого поколения, просветительский прогресс, забвение традиций
прошлого века. Фамусов с ностальгией вспоминает эпоху Екатерины
Второй, когда почести и награды давались за умение «сгибаться
вперегиб», как дядя Максим Петрович. В Чацком Фамусов сразу распознает
вольнодумца, угрожающего старым порядкам. «Уж коли зло
пресечь, забрать все книги бы да сжечь», — вполне серьезно предлагает
Фамусов для улучшения нравов. Проповедуя на словах строгую
мораль, Фамусов не прочь приволокнуться за служанкой. Занимая
пост управляющего, он всю бумажную «волокиту» переложил
на секретаря:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Под стать Фамусову и другие представители московского общества.
Его секретарь, Молчалин, готов на все ради карьеры. Он даже
притворяется влюбленным в дочь начальника. Когда Чацкий упрекает
Молчалина в излишней робости и скрытности, тот открыто
заявляет: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Полковник
Скалозуб, напротив, произносит свои суждения без оглядки
на окружающих: он уверенно «метит в генералы» и слушает только
себя. Подававший надежды друг Чацкого, Платон Горич, превратился
в «мужа-слугу». Со временем он может стать таким же, как князь
Тугоуховский, озабоченный выдачей замуж своих шести дочерей.
Зловещая старуха Хлестова знать ничего не желает о каком-то обновлении
общества: для нее не разницы между «арапкой-девкой»
и комнатной собачкой. Шулер и сплетник Загорецкий не боится осуждения,
потому что умеет угодить влиятельным людям. Член «тайного»
общества Репетилов простодушно выдает всю нелепость «секретных»
собраний: «Шумим, братец, шумим».
Чацкий не может поверить в то, что Софья, неглупая, чувствительная
девушка, любит ничтожного Молчалина. Чацкий словно
забывает, в каком обществе выросла Софья. Ей не нужен пылкий,
остроумный, независимый Чацкий. Она ценит скромность и покорность
Молчалина, не понимая, что это лишь маска расчетливого
карьериста. Закономерно, что Софья, обиженная на Чацкого за его
резкий отзыв о Молчалине, в сердцах называет главного героя сумасшедшим.
Общество охотно поддерживает ее мнение. Здесь в полной
мере раскрывается смысл названия комедии: умный человек,
критикующий глупцов и негодяев, объявляется безумным. Оставшись
в одиночестве, Чацкий покидает Москву, но не отказывается
от своих взглядов, а значит, продолжит борьбу за светлые идеалы.
Трудно перечислить все новаторские элементы комедии. Впервые
в русской литературе Грибоедов изобразил современное общество
со всеми его недостатками. Писатель не побоялся сломать привычную
схему любовной интриги, согласно которой герой и героиня
счастливо идут в финале к венцу. Драматург выдвинул на первый
план не интригу, а социальный конфликт. В сцене бала он вывел
массу персонажей, не участвующих в действии, благодаря чему
получилась блестящая галерея общественных типов. Новым был
и легкий, афористичный язык произведения. А. С. Пушкин сразу
предсказал, что многие фразы из комедии «поселятся» в разговорной
речи. Необычайная острота и смелость социальной сатиры,
глубокий общечеловеческий смысл, литературное новаторство
делают комедию Грибоедова бессмертной.