Очень интересна в романе история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд это обычная история жизни, помещенная в роман, чтобы удовлетворить любопытство читателя и отчасти объяснить нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и становится ясно, что этот эпизод символичен, а потому значителен. Мы вдруг замечаем, насколько ярко предстает перед нами княгиня, несмотря на небольшой текстовой объем, посвященный описанию ее истории. По живости изображения, по авторскому отношению рассказ о ней можно сравнить лишь с историей Анны Сергеевны Одинцовой. Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем, насколько эти образы вообще схожи между собой.
У них, по сути, один и тот же стиль жизни. Даже семейное положение у них похоже — тихий и спокойный брак с нелюбимым человехом у княгини и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, а потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное — это общий ореол таинственности. Даже определения для них подобраны с оттенком таинственности. Княгиня вела “странную жизнь”, у нее был необыкновенный, “загадочный взгляд”. Про Анну Сергеевну сказано, что она была “довольно странное существо”. Очевидно, что это равные по масштабу личности. Но самая непонятная параллель с историей княгини обнаруживается в образе Фенечки. Сам Павел Петрович сравнивает между собой этих двух совершенно непохожих женщин — великосветскую львицу, “сфинкса” и простодушную Фенечку.
Правда, сравнение это поверхностное, только внешнее и роли в сюжете почти никакой не играет. Зато лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню. Итак, мы делаем вывод, что история княгини играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связующим звеном для более яркого проявления характеров, для обозначения сложностей, разного рода изломов в судьбе человека. Этот эпизод как бы призван подчеркнуть позицию автора — любовь не бывает счастливой, если это любовь личностей неординарных, ведь счастье в романе достается в удел тихой Фенечке.